Очень заинтересовался творчеством А.С. Хомякова. Что значит быть русским человеком? Надо ли быть русским человеком или сейчас это уже не актуально? Есть общемировое культурное духовное пространство, в котором национальное уже не актуально?
Хомяков считает, что уникальным и живым что-то становится только благодаря органической связью с самой жизнью, в в данном случае с жизнью народной. Потому что национальность человека — это часть его личности, часть его самого, и все самое подлинное, что рождается этим человеком, должно включать в себя национальное, в силу того, что это наиболее живое и органическое, потому что напрямую связано с жизнью. Проблема нашей страны, начиная с Петра, это отрицание этих органических связей у небольшой прослойки нашей элиты. Русский человек в лице дворянства, интеллигенции впал в западнопоклончество. Хомяков пишет.
«Забавнее русского англомана я не знаю в мире ничего. Общим их представителем я готов бы считать того почтенного барина, который живет в деревне, пьет рано поутру чай с хлебом, маслом и ветчиной, в полдень накушивается нескольких блюд и опять повторяет свою сытную трапезу часов в 9 вечера, называя свой полуденный стол завтраком, а вечерний - обедом, и ужасно сердится, если кто скажет, что он в полдень обедает, а вечером ужинает. Ему это просто кажется обидным. Правда, что русские деревенские жители ужинают в 9 часов, но англичане в это время обедают - следовательно, он обедает. О, милые русские англоманы! Какой ущерб был бы комизму, если б вас не было бы на свете»!
И далее Хомяков приводит очень важную мысль.
«Если бы эти мнимые поклонники английского просвещения поняли, хоть на сколько-нибудь, в чем оно состоит, они бы знали, что в понятии англичанина человек обязан принадлежать вполне своему народу, быть с ним в неразрывном единении мысли и жизни; что, наконец, русского, чуждающегося всего русского, англичанин не может признать себе равным. Действительно, англичане могут видеть себе братьев в людях, принадлежащих другому племени и другому народу, но никогда не признают своих братии в своих обезьянах».
Никакого западноненавистничества, в котором традиционно обвиняют славянофилов, у Хомякова нет. Он искренне восторгается Англией и призывает ее любить!
«И вот почему желательно было бы, чтобы наше общество более ознакомилось с внутреннею жизнью Англии и более бы ее полюбило».
Потому что именно в Англии он видит то, чего очень не хватает русским! Полной принадлежности своему народу, неразрывное единение с этим народом в мысли и в жизни. И именно это делает народ Англии, ее культуру великими и достойными подражания и заимствования. В этом смысле, русский народ нисколько не был беднее Англии, но русские предпочитали своим умом и сердце пребывать в Англии (или в других странах), при этом они не становились ни русскими, ни англичанами.
Все это говорилось еще в XIX веке. Сейчас все гораздо сложнее, потому что русский народ был подвержен геноциду в 20 веке. Русский холокост — самое страшное преступление в минувшее столетие. И во многом мы обязано этому тому, о чем писал Хомяков — западнопоклоничеству, отрицанию живых и органических начал. Поэтому в конце концов в России восторжествовали западные идеи коммунизма и социализма.
Поэтому большой вопрос, что значит, возвращение к органическим основам жизни. На данный момент это связано с возрождением русского человека. Но как его можно возродить? Точно уж не через стилизацию и скоморошество со всеми ряженными в косоворотки, папахи пр. Это возрождение возможно только через раскрытие русского культурного и духовного наследия. А для этого важно преодолевать и русофобию и космполитизм, которые так распространены среди либеральной части населения. Также важно осуждать всякое национальное превозношение и псевдопатриотизм. Нужно раскрыть, что такое русский, что такое русская культура, русская духовность. Не пугаться этого слова «русский», не видеть за этим словом призрака фашиста или нациста. Это важно для возрождения всего народа и общества, потому что общество должно иметь в своей основе живые и органические начала, а это всегда связано с самой жизнью, а значит, с национальной принадлежностью, конечно, здесь национальное нужно понимать не в узко этническом смысле, а в культурно-духовном смысле, в котором этнически нерусский человек может быть гораздо более русским, чем чистокровный славянин.
«В обществе здоровом и цельном всякое движение мысли есть уже деятельность: лица, связанные между собою живою органическою цепью, невольно и постоянно действуют друг на друга, но для этого нужно, чтобы между ними была органическая связь. Разрушьте ее, и живое целое обратится в прах, и люди-пылинки стали чужды друг другу, и все их стремление к действию на других людей остается без плода, покуда, по законам неисповедимого Промысла, не осядут снова разрозненные стихии, не окрепнут, не смочатся дождями и росами небесными и не дадут начала новой органической жизни. Такова судьба всякого общества или тех отделений общества, которые разорвали связь с прошедшим, и в этом общем законе находится объяснение тех жалоб на невозможность разумной деятельности, которые не раз были слышны в произведениях нашей беллетристики и которые всякому образованному человеку так часто случается слышать в жизни».
Сталина нужно помнить, но нельзя им гордиться
О важности слова Божия в нашей жизни
Зачем нужны материальные святыни?
Автокефалия: раскол либерального сознания