Паблик «Полюбить свою землю»
Паблик «Полюбить свою землю»

135 лет со дня рождения (2/15 марта) Владимира Андреевича Фаворского (1886–1964)

Как дерево и медь – Фаворского полёт,

В дощатом воздухе мы с временем соседи.

(О. Мандельштам)

А посреди толпы стоял гравировальщик,

готовясь перенесть на истинную медь

То, что обугливший природу рисовальщик,

Лишь, крохоборствуя, успел запечатлеть.

(О. Мандельштам)

Владимир Андреевич Фаворский – выдающийся русский художник, крупный теоретик изобразительного искусства, преподаватель и ректор ВХУТЕМАСа, христианин в глухое советское время, одноклассник и один из ближайших друзей свящ. Михаила Шика, мученически погибшего за веру во Христа на Бутовском полигоне.

Наследие Владимира Андреевича – пример преемства и осмысления традиции мирового и русского искусства среди бурления радикальных авангардистских течений. Своё понимание основ изобразительного искусства – композиции и пространства – он связывал с мыслью о Боге. Размышляя о характере литературы Владимир Андреевич писал: «Всякое представление автора о Боге есть композиционное начало».

«Я начал рисовать, потому что рисовала мать, а она рисовала потому, что дед был художником. Дед и мать были художниками, таким образом создалась художественная линия в семье. Я воспринимал рисование как приятное занятие, не собирался кого-либо поучать или вести за собой, – конечно, в будущем, когда стану взрослым. И когда вошёл в мир искусства и понял красоту его, то захотелось, чтобы другие также видели его, научить их видеть этот мир», – писал о себе В. А. Фаворский.

Владимир Фаворский родился в Москве в семье юриста – выходца из православного духовенства – А. Е. Фаворского и художницы-акварелистки О. В. Шервуд, дочери известного архитектора В. О. Шервуда (бывшего также и живописцем, и скульптором). Первые уроки рисования получил у матери.

1895–1905 – это годы учёбы в гимназии, занятия в частной художественной школе К. Ф. Юона, в 1906–1907 гг. юноша обучался в Мюнхене в частной художественной академии Ш. Холлоши и слушал лекции по истории искусства в Мюнхенском университете.

В 1907 году он поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Здесь по инициативе профессора Н. И. Романова и присоединившихся к нему студентов, в числе которых был Фаворский, открылось специальное искусствоведческое отделение. Владимир Андреевич окончил его в 1913 году. К этим же годам относятся его первые опыты в гравюре на дереве, преобразователем и ведущим мастером в которой он предстанет к началу 20-х.

С 1915 по 1918 год Владимир Фаворский участвовал в Первой мировой войне, служил прапорщиком артиллерии на Румынском фронте, получил Георгиевский крест.

Летом 1919 художник был мобилизован в Красную армию; в феврале 1920 года, благодаря запросу И. Э. Грабаря, он был возвращён с Донского фронта и поступил в должности «профессора по деревянной гравюре» на Графический факультет ВХУТЕМАСа.

Под руководством Фаворского были разработаны новаторские методы преподавания и учебные программы. Помимо практического обучения студентов, Владимир Андреевич читал созданные им беспрецедентные теоретические курсы: общий – «Теория композиции» и специальные – «Теория графики» и «Теория книги».

В 1923 году Владимир Андреевич был избран ректором ВХУТЕМАСа и оставался им в течение трёх лет. Именно это время – период наивысшего расцвета института. В 1925 году на Всемирной выставке прикладного искусства в Париже успешно демонстрировались студенческие работы, сам институт удостоился почётного диплома за оригинальную и эффективную систему преподавания, Фаворский за свои гравюры на дереве получил Grand prix.

Из воспоминаний А. Д. Гончарова, ученика В. А. Фаворского:

«Как-то Владимир Андреевич сказал мне: “Знаешь, как я жил, когда был ректором ВХУТЕМАСа? Я уходил на службу к девяти часам утра и часто возвращался домой к девяти часам вечера, иной раз и не пообедав. Дома я обедал, но после обеда никогда не давал себе права отдыхать и сейчас же садился работать… Глядишь, часикам к двенадцати ночи и разойдешься!”»

Семья Фаворского жила тогда в Загорске (Сергиевом Посаде), куда Владимир Андреевич уезжал каждую пятницу. Возвращался обычно во вторник утром, успев в переполненном вагоне написать очередную лекцию по теории композиции.

С начала 1920-х и до середины 1930-х годов – самый насыщенный период работы художника в книге. Каждое издание становилось событием в художественной жизни. Кроме книг были гравированные обложки журналов, экслибрисы, издательские марки и знаменитые портреты Ф. М. Достоевского (1929), Пушкина-лицеиста (1935). В 1933 году художник, осваивая новые сферы творчества, обратился к монументальной живописи и почти одновременно к искусству сценографии.

В середине 30-х годов в стране началась кампания по борьбе с формализмом в искусстве. В «Правде» от 25 марта 1936 года было напечатано: «На собрании художников и скульпторов, посвящённом обсуждению статьи “Формалистические кривляния в живописи”, выступил Фаворский, идеолог формализма в графике. Вся его речь была пронизана путаными теориями, направленными к оправданию формалистического трюкачества в искусстве.

Неправильным и вредным было выступление Дейнеки, бывшего ученика Фаворского. К сожалению, все эти нелепые высказывания не встретили должного отпора на собрании». Подытожила кампанию против художника разгромная статья с «анализом» его творчества, напечатанная в 1937 году в журнале «Искусство», после чего Фаворский был «освобождён» от преподавания в художественных учебных заведениях.

В 1941 году Владимир Андреевич с семьей эвакуировались в Самарканд. Сыновья – Никита (1915-1941), уже состоявшийся художник, и Иван (1924-1945) – погибли на фронте. Конец сороковых годов стал одним из самых трудных периодов в жизни художника. В это время только благодаря авторитету С. Я. Маршака у Фаворского оставалась возможность работать в книге. Клеймо нераскаявшегося «формалиста» отпало лишь с началом «оттепели».

Размышляя о роли искусства в нашей жизни Владимир Андреевич Фаворский писал: «Искусство существует не отдельно от жизни. Вся наша жизнь связана с искусством, и в нашей повседневной жизни зарождается искусство. Как это происходит?

Любовь к природе, любовь к родному городу, любовь к людям – вот откуда происходит искусство. Наша природа для людей из других стран может показаться очень скромной, неяркой, но когда мы что-то любим, то нам открывается внутренний характер этой вещи. Мы видим её красоту. И это касается всего нам родного…»

Мария Патрушева

Текст подготовлен по материалам изданий:

Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986.

Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988.

ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН. Полиграфический факультет. 1920 —1930: в 2 т. Т. 1. Преподаватели. Студенческие работы. Коллективные работы / авт.-сост. Л.И. Чертков. – М.: Бослен, 2020.

Герчук Ю.Я. Фаворский. М.: РИП-холдинг, 2018.

Книжная графика В.А. Фаворского / сост. Л. И. Чертков. – М.: Издательство «Контакт-культура», 2012.

М. В. Фаворская (Дервиз). Фаворский гравирует. 1910-е Бумага, тушь
М. В. Фаворская (Дервиз). Фаворский гравирует. 1910-е Бумага, тушь
Пушкин-лицеист. 1935. Ксилография
Пушкин-лицеист. 1935. Ксилография
Портрет А. С. Пушкина для издания «Бориса Годунова». 1956. Ксилография
Портрет А. С. Пушкина для издания «Бориса Годунова». 1956. Ксилография
Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в трёх томах. Обложка (единая для трех томов). 1931. Ксилография
Н. В. Гоголь. Собрание сочинений в трёх томах. Обложка (единая для трех томов). 1931. Ксилография
Портрет М. Ю. Лермонтова для Литературной энциклопедии (не использован в издании). 1931. Ксилография
Портрет М. Ю. Лермонтова для Литературной энциклопедии (не использован в издании). 1931. Ксилография
Ф. М. Достоевский. 1929. Ксилография
Ф. М. Достоевский. 1929. Ксилография
Распашной титул к «Рассказам о животных» Л. Н. Толстого. 1929–1931. Ксилография
Распашной титул к «Рассказам о животных» Л. Н. Толстого. 1929–1931. Ксилография
Сергиев Посад (Лавра). 1919. Ксилография
Сергиев Посад (Лавра). 1919. Ксилография
Вид на Москву с Воробьёвых гор. 1918. Ксилография
Вид на Москву с Воробьёвых гор. 1918. Ксилография
Пролетающие птицы. 1959. Линогравюра
Пролетающие птицы. 1959. Линогравюра