священник Георгий Кочетков
священник Георгий Кочетков

Соборность строится на духовной свободе и на ответственности

Я думаю, что одна из основных задач на пути возрождения соборности — научиться жить вместе. XX век, к сожалению, сделал большое зло не только в экономическом и политическом, но и прежде всего во внутреннем плане. Он сделал так, что народ разучился жить вместе, люди друг от друга отчуждаются. Так вот, нам надо снова учиться жить вместе, несмотря на то, что это порой «вызывает подозрение у начальства» – и мирского, и церковного. Соборность строится на духовной свободе и на ответственности. И, значит, нужно умение лично и совместно ставить себе границы, сужать свой духовный путь. Ведь мы помним, что нам говорит Господь о широком и узком пути. Большая проблема заключается еще и в том, что у многих вообще нет веры в соборность и личностность – то есть в Церковь и человека. Часто приходится встречаться с тем, что даже среди людей ответственных, рукоположенных нет веры в Церковь, а есть вера в церковные структуры. Выстраиваются крепкие вертикали власти не только в обществе и государстве, но и в Церкви. И это как раз свидетельствует о том, что действовать Духу Святому, по мысли многих людей, трудно. А нужно жить так, чтобы Дух Святой мог дышать в Церкви свободно.

Конечно, не хватает не только понимания того, что есть соборность. Часто нет опыта, нет механизмов церковной соборности. Хотя – и сейчас мы об этом слышали – есть уже первые попытки как-то решить этот вопрос: Межсоборное присутствие, Высший Церковный совет и т. д. Но, конечно, одного этого для возрождения соборности во всей церкви крайне недостаточно.

Есть еще одна серьезная проблема, о которой не сказать, боюсь, нельзя.
Соборность с трудом на сегодняшний день в нашей практической жизни
сочетается с иерархическим началом в церкви. Но, на мой взгляд, здесь
должно быть соотношение не «или – или», а «и – и»: и то, и другое. А для этого должно быть доверие друг к другу. Вот чего нам не хватает: любви и доверия друг другу, даже в наших внутрицерковных отношениях. Конечно, это требование и к иерархии, и ко всему народу Божьему. Церковь не должна выстраиваться по образцам внешней жизни – как армия, государство или даже общество. Исторически церковь в Константиновский период своей истории всегда строилась как общество и по образцам государства и армии, и это было большой ошибкой! Церковь – нечто другое. Поэтому мы должны изучать Церковь, и даже, на мой взгляд, отдавать приоритет исследованиям экклезеологическим и христианско-антропологическим.

Надо еще и собирать для этого опыт из церковной истории. История все-таки чему-то иногда учит, и хорошо бы, чтобы мы этим воспользовались. Тем более, что история XX века не так далека от нас. Нам нужно собирать опыт и теоретический, и практический, и в среде русской эмиграции, и опыт русских новомучеников. Это, конечно, наш золотой фонд, эти два вида опыта поддерживают друг друга, это две стороны одной медали. Почему с таким трудом усваивается опыт новомучеников в нашей Церкви, точно так же, как с трудом усваивается опыт русской эмиграции: богословский, церковный, исторический, духовный опыт? И хотя к нему все чаще и чаще приходится обращаться, однако пока далеко здесь мы не ушли.

Так что перспектива есть: мы можем уже сейчас думать о новой соборности в нашей жизни, в нашей церкви и даже за её видимыми границами. Но это непросто.

Другие записи автора:

О слове патриарха Кирилла про русификацию богослужения

День памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов

Каждый христианин ищет своё братство

Как отыскать истинную церковь

О Православии и православии

О нераспробованной свободе

Любовь на расстоянии

Из личной истории. О крещении

О средствах и цели великого поста

Церковь и церкви в истории

Христианство строится на даре Духа

Любовь - это открытость