Даже доброжелательно настроенные к Церкви люди часто воспринимают её как правильную, сильную, установленную Богом реакцию на всякое зло и грех в этом мире. Скорее же зло и грех – это реакция мира, лежащего во зле, на творческую силу откровения красоты, любви, свободы, бьющую через подлинную христианскую жизнь и слово. Мир её не может понять, принять, не может поспеть за этой силой и создаёт препоны для неё.
Но где и кто видел такую христианскую жизнь и такую Церковь? Парадный фасад, золотые одеяния и средневековый придворный церемониал богослужения на малопонятном языке стоят плотной дымовой завесой, часто скрывая бессмыслицу, бессилие, тоску и пустоту.
Но это не значит, что жажда веры в Бога и своего ближнего иссякла в людях и что Церкви нечем поделиться. Церковь обязательно появляется там, где есть этот поиск смысла, свободы, общения, познания Бога и поиск человеком своего пути. Действительно, поделиться этой жаждой способны немногие. Недаром апостол Иаков говорит: «немногие становитесь учителями». Именно такие учителя-катехизаторы должны появляться сейчас в нашей церкви, способные делиться верой так, чтобы не поучать, а пробуждать в людях тягу ко всему подлинному: красоте, вере, братолюбию.
История церкви говорит о том, что Церковь формулировала свои догматы, своё вероучение не только в ответ на провокацию еретиков, на навязываемую ей неудачу в творческом процессе богопознания. Рядом с этим всегда была другая струя – положительного опыта в служении самой Церкви. Особенно в древности, в первые века. И главным стимулом здесь была как раз катехизация. И потому главным стимулом для творческого выражения веры изнутри Церкви могла бы стать подготовка учителей, катехизаторов, миссионеров. В этом есть воля Божья, потому что церковное возрождение без этого сегодня невозможно.
О слове патриарха Кирилла про русификацию богослужения
День памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов
Каждый христианин ищет своё братство
О средствах и цели великого поста