Лично я считаю, что если говорить всерьез, то история с автокефалией на Украине — это страшный анахронизм для церкви XXI века, попытка жить по лекалам другого времени и другой эпохи, когда церковная и государственная власть объединялись в «симфонию» и не мыслились в отрыве друг от друга. Такой анахронизм стал возможен, потому что с 1943 года наша церковь начала попятное движение, заразившись вирусом борьбы за покровительство власти, признав окончательно, что «радости и успехи» страны и народа — «наши радости и успехи». При этом самопровозглашенный Киевский патриархат, считая себя новым словом в церковной истории, проявляет как раз дикую «советскость», под видом церковных интересов усиливая вражду между разными государствами, народами и просто верующими. Две наши страны, две церкви объединяет общая история болезни, общая беда. А реальным признаком свободы церкви что у нас, что на Украине стоило бы считать не автокефалию, а независимость от государственной власти: такую независимость, при которой соборность церкви становится важнее её юрисдикционной принадлежности.
Стремления жить благочестиво недостаточно
Богослужебная традиция служения литургии апостола Иакова
Церковь всегда больше, чем она кажется
Мать Мария (Скобцова) человек знаковый
Праздник избранничества Божьей матери
Если всё это убрать из православия, что в нем останется?
«Истерия против русского языка в богослужении была поднята совершенно искусственно»