Меня удивляет, что до сих пор в некоторые церковные люди не знают, что такое агапа. Ведь агапа - это не просто общая трапеза после совместного причастия. Конечно, просфоры, вино и молитвы на агапе как бы продолжение «запивки» и обычных благодарственных молитв, всегда звучащих в храме. У нас на агапах еще есть общая чаша, которая должна, на мой взгляд, возродить, прежде всего, традиционную русскую форму братской трапезы — братины. Люди просто забыли, что такое братина. Они знают, что такое брудершафт, но не знают, что такое братина. Потрясающе, но это факт. Братская чаша, когда все отпивают по кругу от одной чаши, может быть, с какими-то тостами, или пожеланиями, или с каким-то молитвенным, так сказать, воззванием — это же очень традиционно. И традиционно начинать трапезы с просфоры.
Конечно, «запивка» после причастия, как известно, связана с агапами просто исторически. Это, действительно, начало агапы. Древнее окончание литургии и начало агапы. Последние молитвы литургии по сути уже агапические. Уж не говоря про благодарственные молитвы, которые даже начинаются фактически тем же возгласом, что и древние традиционные агапические молитвы: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» Это же довольно точное начало важнейшей молитвы, с которой начиналась агапическая трапеза. Это все давно известно.
На многих приходах есть чаепитие. Это явление вполне естественное и очень отрадное. Я участвовал несколько раз в таких агапах. Но иногда мне было жаль, что, хотя там бывали и епископы, как, например, в Париже, все выглядело, как в кафе. Сели за маленькие столики, попили кофе, побеседовали, немного пообщались друг с другом, сделали какие-то свои дела, немного передохнули. И все. Того евхаристического напряжения, которое должно было бы давать человеку новый импульс раскрыться в чем-то духовном, церковном, — его, к сожалению, зачастую не было. Не было, скажем, общей молитвы, разве что обычная молитва перед едой и после еды. А ведь агапы ради того и существуют, чтобы все смогли выразить вовне то, что вовнутрь сердца, и ума, и тела человеческого вложено причастием Телу и Крови Христовым на Евхаристии.
А вообще, агапы известны всем, кто хотя бы немного знает историю церкви. И в Америке все православные о них знают, и в Европе, и в других местах. У нас вся проблема в невежестве народа. И невежестве духовенства. Отсюда все наши недоразумения.
Вот рассказ об одной из студенческих агап у нас в Свято-Филаретовском институте.
О слове патриарха Кирилла про русификацию богослужения
День памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов
Каждый христианин ищет своё братство
О средствах и цели великого поста