Послушание как принцип жизни встречается в Писании с того момента, когда появляется человек и его отношения с Богом. Именно послушание становится одним из основополагающих условий исполнения человеком своего предназначения, определенного Богом, – возделывания рая, задачи более чем творческой. И первородный грех связан именно с нарушением этого единственного условия – нарушением послушания. Выпадение человека из состояния благодатного общения с Богом приводит и к изменениям в содержании послушания. Оно наполняется законническим смыслом исполнения тех повелений, которые дает Господь для спасения падшего человека. Тот, над кем властна смерть, не знает более Бога в ту меру, которую Он определил для Своих нормальных отношений с человеком. Поэтому послушание Ветхого Завета – это прямое подчинение гетерономной воле Бога Отца посредством Закона. «...Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов», – говорит Самуил Саулу (1 Цар 15:22). Таким образом показывается, что точное исполнение воли Божьей важнее благочестивых религиозных обрядов, а непослушание является смертным грехом. Однако исполнение воли Божьей не исключает инициативы послушного ей человека. Мы видим это на протяжении всего Ветхого Завета. Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Давид и многие другие отнюдь не являются марионетками в руках Божьих. Они, узнав волю Божию, остаются свободны в выборе конкретных методов ее исполнения. Не так часто Господь дает столь конкретные указания по исполнению чего-либо, что такая инициатива не предполагается. Пример такой неуместной инициативы являет Моисей в 20-й главе Чисел, действуя скорее по аналогии с Исх 17.
О слове патриарха Кирилла про русификацию богослужения
День памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов
Каждый христианин ищет своё братство
О средствах и цели великого поста