священник Георгий Кочетков
священник Георгий Кочетков

И за всех, и за вся

Вопрос, который у людей иногда возникал и возникает, – как можно каяться за весь народ. Все привыкли, что человек может каяться за свои грехи, как это обычно происходит на исповедях в храмах. А вот как каяться за народ? Я всегда очень удивляюсь, когда слышу подобные вопросы, причём не только от простых людей, но и от некоторых незаурядных личностей, весьма всеми нами уважаемых. Такого рода вопросы говорят о том, как далеко мы ушли от настоящей библейской ветхозаветной и новозаветной традиции покаяния!

В Ветхом завете молитва за преступления еврейского народа звучит постоянно, во множестве мест, потому что этот народ постоянно отходил от Бога, забывал и предавал Его, причём в своём большинстве. А иногда бывало, как в Третьей книге Царств: «Один я остался, – говорит пророк Илия, – и моей души ищут». Господь, правда, сказал, что нет, не один, ещё кое-кто припасся. Но впечатление-то было, что один – что все предали, все ушли от Бога! И спрашивать, можно ли покаянно молиться за народ, – значит признаться в том, что ты никогда Библию не читал. Ну, в Православной церкви это бывает – и среди наших верующих прихожан, и среди священников тоже.

В Новом завете мы возносим все главнейшие молитвы за всех и за всё. На этом строится и евхаристическая молитва, которую предстоятель церкви, а вместе с ним и вся община верных, приносит за весь мир. И объяснить такое неприятие покаяния за других можно только тем, что люди не слышат евхаристических молитв, просто их не знают. Они привыкли молиться где-то у себя в уголочке, желательно на кухоньке, а в советское время иногда вообще где-нибудь в ванной – и это всё, это максимум, на что люди были способны. Только некоторые помнили, что одним из основных признаков святости Церкви и отдельных людей в ней была молитва за весь мир, за всех людей, за близких, ближних и даже за дальних – а теперь оказалось, что люди и об этом забыли, этого не знают и не практикуют, даже не пробуют.

Действительно, за других «молиться – кровь проливать», как сказал бы преподобный Силуан Афонский. И то, что церковь забыла о своём главном призвании – «быть солью земли» и «светом мира» (Мф 5:13-14), заставляет задуматься: неужели это нас не касается? Неужели мы можем молиться только за себя и за своих ближайших родственников, и то не всегда? Неужели мы забыли о том, что нам заповедано любить врагов и благословлять проклинающих нас (Мф 5:44)? Неужели мы, прикрыв евангельское слово патиной церковнославянского языка, совсем не внемлем этому слову?

Другие записи автора:

Богослужебная традиция служения литургии апостола Иакова

Церковь всегда больше, чем она кажется

Русский язык. Что дальше?

Мать Мария (Скобцова) человек знаковый

Удовольствие или жертва

Праздник избранничества Божьей матери

Зашифрованная ведомость

Что такое агапа?

Если всё это убрать из православия, что в нем останется?

О православии на Украине

«Истерия против русского языка в богослужении была поднята совершенно искусственно»

Продолжение поста о том, что мы не умеем жить по-русски

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку