священник Георгий Кочетков
священник Георгий Кочетков

О «Нелюбви»

Вчера у меня наконец-то появилась возможность посмотреть последний фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь», сразу родились некоторые размышления и оценки. Хочу поделиться некоторыми из них.

«Нелюбовь», как и предыдущие фильмы режиссёра, может быть не гениальный, но без сомнения очень талантливо сделан. Быть может, главный талант режиссёра в том, что он смог переложить идеи, мифы, притчи, которые люди знают не одну тысячу лет, на язык, который современный человек может воспринять. Как бы то ни было, а старые слова и образы о правде, верности, любви уже не работают и всерьёз не берут человека за душу. Здесь же получилась притча от обратного. Она отталкивается от слов Христа о значении заповеди о любви к ближнему, как заповеди наибольшей в законе и ярко показывает к чему ведёт жизнь в нелюбви.

На протяжении фильма мы видим, как разворачивается цепочка человеческих отношений, и на всех её звеньях любви нет. Нет её между родителями и детьми в разных поколениях, между мужем и женой. Даже сексуальные отношения здесь показаны так непривлекательно, что видно, что и там любви нет. Есть быт и потребности.

И происходит то, что мальчик Алёша, который стал никому не нужен, исчезает.

В фильме есть нарочито положительные волонтеры-поисковики, которым не всё равно, которые готовы помочь найти пропавшего, половину фильма мы видим их слаженную работу, но и они здесь бессильны, потому что проблема лежит глубже, простых помощи и участия здесь недостаточно.

Потеря любви ведёт к потере будущего и настоящего: и в лице мальчика Алёши, которого так и не нашли, в лице его матери Жени, которая в конце фильма бежит в футболке «Russia» по беговой дорожке и быстро, почти сразу, выдыхается, как и впрочем и других героев фильма. Мы всё это недвусмысленно понимаем.

Интересно, что в отзывах, в том числе церковных людей, были слышны неодобрительные оценки этого фильма. Не столько из-за пары слишком затянутых откровенных сцен, но, в первую очередь, из-за того, что фильм как бы выставляет нашу современную российскую жизнь в неприглядном свете и сгущает краски. Но разве это действительно так? Часто жизнь и отношения людей сейчас бывают во много раз хуже и неприглядней, но главное, что этот фильм ясно показывает перспективу, что происходит, если всё будет идти, как идёт. Это обличение и довольно сильное. И выход отсюда только один – покаяние в нелюбви. Покаяние за наше отношение к ближнему и близкому, который рядом с нами.

Для верующего человека есть источник любви в Живом Боге, к которому, однако, нужно быть реально причастным, иметь с Ним живую связь. Но и для всякого человека есть внутренняя возможность и силы любить ближнего. Да, это может быть непросто. Да, для этого нужно идти на риск – доверять и открываться. Да, нужно находить себя, ближнего и Бога, находить нешаткие основания жизни. Но только так можно порвать эту цепочку нелюбви и обрести хоть какую-то надежду. И это будет первым шагом друг к другу и к Богу.

Поэтому, я считаю, что для нашей церкви и нашей страны это очень полезный и важный христианской фильм, который несёт одну простую и ясную, но принципиальную для всех нас идею и мысль. Если в нас и посреди нас не будет Любви, то не будет ничего. Церковь должна быть максимально заинтересована в таких фильмах, как фильм Звягинцева, потому что сама должна учиться говорить с людьми на современном языке.

Другие записи автора:

Церковь всегда больше, чем она кажется 

Русский язык. Что дальше?

Мать Мария (Скобцова) человек знаковый

Удовольствие или жертва

Праздник избранничества Божьей матери

Зашифрованная ведомость

Что такое агапа?

Если всё это убрать из православия, что в нем останется?

О православии на Украине

«Истерия против русского языка в богослужении была поднята совершенно искусственно»

Продолжение поста о том, что мы не умеем жить по-русски

О спорте

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку