священник Георгий Кочетков
священник Георгий Кочетков

О «Нелюбви»

Вчера у меня наконец-то появилась возможность посмотреть последний фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь», сразу родились некоторые размышления и оценки. Хочу поделиться некоторыми из них.

«Нелюбовь», как и предыдущие фильмы режиссёра, может быть не гениальный, но без сомнения очень талантливо сделан. Быть может, главный талант режиссёра в том, что он смог переложить идеи, мифы, притчи, которые люди знают не одну тысячу лет, на язык, который современный человек может воспринять. Как бы то ни было, а старые слова и образы о правде, верности, любви уже не работают и всерьёз не берут человека за душу. Здесь же получилась притча от обратного. Она отталкивается от слов Христа о значении заповеди о любви к ближнему, как заповеди наибольшей в законе и ярко показывает к чему ведёт жизнь в нелюбви.

На протяжении фильма мы видим, как разворачивается цепочка человеческих отношений, и на всех её звеньях любви нет. Нет её между родителями и детьми в разных поколениях, между мужем и женой. Даже сексуальные отношения здесь показаны так непривлекательно, что видно, что и там любви нет. Есть быт и потребности.

И происходит то, что мальчик Алёша, который стал никому не нужен, исчезает.

В фильме есть нарочито положительные волонтеры-поисковики, которым не всё равно, которые готовы помочь найти пропавшего, половину фильма мы видим их слаженную работу, но и они здесь бессильны, потому что проблема лежит глубже, простых помощи и участия здесь недостаточно.

Потеря любви ведёт к потере будущего и настоящего: и в лице мальчика Алёши, которого так и не нашли, в лице его матери Жени, которая в конце фильма бежит в футболке «Russia» по беговой дорожке и быстро, почти сразу, выдыхается, как и впрочем и других героев фильма. Мы всё это недвусмысленно понимаем.

Интересно, что в отзывах, в том числе церковных людей, были слышны неодобрительные оценки этого фильма. Не столько из-за пары слишком затянутых откровенных сцен, но, в первую очередь, из-за того, что фильм как бы выставляет нашу современную российскую жизнь в неприглядном свете и сгущает краски. Но разве это действительно так? Часто жизнь и отношения людей сейчас бывают во много раз хуже и неприглядней, но главное, что этот фильм ясно показывает перспективу, что происходит, если всё будет идти, как идёт. Это обличение и довольно сильное. И выход отсюда только один – покаяние в нелюбви. Покаяние за наше отношение к ближнему и близкому, который рядом с нами.

Для верующего человека есть источник любви в Живом Боге, к которому, однако, нужно быть реально причастным, иметь с Ним живую связь. Но и для всякого человека есть внутренняя возможность и силы любить ближнего. Да, это может быть непросто. Да, для этого нужно идти на риск – доверять и открываться. Да, нужно находить себя, ближнего и Бога, находить нешаткие основания жизни. Но только так можно порвать эту цепочку нелюбви и обрести хоть какую-то надежду. И это будет первым шагом друг к другу и к Богу.

Поэтому, я считаю, что для нашей церкви и нашей страны это очень полезный и важный христианской фильм, который несёт одну простую и ясную, но принципиальную для всех нас идею и мысль. Если в нас и посреди нас не будет Любви, то не будет ничего. Церковь должна быть максимально заинтересована в таких фильмах, как фильм Звягинцева, потому что сама должна учиться говорить с людьми на современном языке.

Другие записи автора:

О слове патриарха Кирилла про русификацию богослужения

День памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов

Каждый христианин ищет своё братство

Как отыскать истинную церковь

О Православии и православии

О нераспробованной свободе

Любовь на расстоянии

Из личной истории. О крещении

О средствах и цели великого поста

Церковь и церкви в истории

Христианство строится на даре Духа

Любовь - это открытость