Мария Лавренова
Мария Лавренова

Семейная реликвия. 100 лет. 1919-2019

Есть в нашей большой семье одна вещь, история которой отражает тяжкий XX век. Это книга. Библия. Издание 1917 года, что само по себе уже символично. На ней есть надпись «Сия книга принадлежит Михаилу Александровичу Лазутову. Куплена 29 сентября 1919 года за 300 рублей».

Михаил Александрович – мой прадед по линии папы из деревни Степаньково, что под Тверью. Крестьянин с пятью сыновьями, а потому с крепким хозяйством. В одну ночь оставил большой, с достатком обжитой дом, когда волна коллективизации подкатила к Тверским рубежам. Семья растворилась среди городских. В Степаньково больше не возвращались.

Уже в начале 1950–х мой папа, будучи суворовцем и находясь в летних лагерях в этих местах, несколько лет подряд бегал строем вдоль деревни Степаньково, мимо дома своего деда и отца, не зная, что эта деревня и этот дом – его родина. Про дедову Библию папа тоже ничего не знал.

Только, когда один из дядьёв, вернувшись издалека в родные края, взял папу в увольнительную и провёл по деревне, папа узнал и про дом, и про свою малую родину. Дом был самым большим в деревне и за все годы без своих хозяев служил то библиотекой, то клубом.

После окончания Калининского СВУ и мединститута, папа с мамой всю свою трудовую жизнь прожили на Урале в городе Магнитогорске. Каждое лето наша семья приезжала в Калинин, каждое лето папа навещал Степаньково – тянуло....

Тяга эта передалась и мне. Я всегда мечтала жить в «святом городе Калинине». Мечта исполнилась: я поступила в Калининский университет, осталась здесь жить и постепенно собрала здесь всю нашу семью – сначала брата, а потом и родителей, переехавших уже в город Тверь в 2001 году.

А в 2002 на горизонте семейной истории Лазутовых вновь появилась Она – Книга – Библия прадеда. Самые таинственные вещи в жизни часто происходят просто, почти буднично. Так было и на этот раз. Наш близкий родственник, лёжа в больнице, за разговорами в палате краем уха услышал: «Степаньково». Подошёл познакомиться – вдруг родня? Оказалось, что новый знакомый (Сергей Логинов) знал и приятельствовал с одним из пяти сыновей Михаила Александровича, Константином – отцом моего папы. По выписке, конечно, напросились в гости – узнать по-больше про отца, погибшего в первые месяцы войны. В доме Логинова и оказалась Библия, подписанная рукой прадеда! На предложение продать книгу Логинов наотрез несколько раз отказывался. А потом сам позвонил и сказал, что отдаёт так – возвращает домой.

Так в семью Лазутовых вернулась Библия, которую когда-то в руках держали мой прадед и дед, а теперь – папа, мы с братом и наши дети. Пять поколений!
Библия, пережив революцию, гражданскую, репрессии, великую отечественную, безверие – вернулась в дом.

Мой папа, пройдя через комсомол, партию, безверие – вернулся к Богу. В том же 2002 году он воцерковился и таким образом восстановил род верующих в своей семье, который на нем был прерван.

В этом году, в день рождения папы мы всей семьёй побывали в Степаньково, и главным участником этого собирания стала наша семейная реликвия - Библия прадеда, купленная им в уже лихое время с надеждой, что выведет... Надежда исполнилась на нас. 

Слава Богу!

Другие записи автора:

30 октября. Уникальный экспонат - свидетель эпохи!

Голос друга, или 30 лет вместе

Совместное пение рождает согласие!

Жизнью вместе хочется делиться...

«Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв»

Рассказ о былом

Наши поздравления и поддержка!

Новости Твери

«Красный» Рак, зефир и бабушка

«Я хочу жить в святом городе Калинине»

Раковорская битва

1722. 1917. 1992. 2017