Возможность исцелиться

31 октября 2015
29 октября 2015 года в Архангельске у камня, заложенного в память о разрушенном в 1929 году Свято-Троицком кафедральном соборе, состоялось поминальное чтение имен погибших и пострадавших в годы советских репрессий «Молитва памяти»

Опять поминальный приблизился час,
Я вижу, я слышу, я чувствую вас...
А. Ахматова

Организатором события стали члены Преображенского братства в Архангельске при поддержке Культурно-просветительского фонда «Сретение» и Северодвинского отделения регионального объединения пострадавших от политических репрессий «Совесть».

Впервые акция поминального чтения имен «Хотелось бы всех поименно назвать» в Архангельске прошла в 2014 году. Место второй год выбирается неслучайно. Здесь, рядом с областным драматическим театром, когда-то стоял Свято-Троицкий кафедральный собор, разрушенный в 1929 году, — крупнейшее храмовое сооружение своего времени (высота – 51 метр), центр духовной жизни горожан, предмет их гордости, уникальное произведение искусства.

Непрерывно в течение четырех часов мы читали имена расстрелянных в советские годы людей. В начале и в конце акции служилась лития. Были желающие узнать подробности о красном терроре на Севере, для них проводились экскурсии по планшетам выставки «Неперемолотые. Опыт духовного сопротивления на Русском Севере в XX веке», представленных здесь же.

В чтении имен приняли участие историки, краеведы, преподаватели Северного (Арктического) федерального университета и другие горожане: председатель северодвинского отделения общества «Совесть» Галина Шаверина; министр по делам молодежи и спорту Архангельской области Елена Доценко; доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории САФУ Михаил Супрун; заведующая отделом «Русский Север» Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова Елена Тропичева; директор музея Новомучеников и исповедников Российских Николай Суханов; помощник ректора Северного (Арктического) Федерального университета Светлана Тюкина и другие неравнодушные к истории нашего края люди.

Удивительно, как «Молитва памяти» дает возможность людям узнать свою историю. На одном из планшетов жительница Архангельска, шедшая мимо, узнала своего прадедушку, священника Свято-Сретенского храма в с. Заостровье Козмина. Один мужчина пришел прочитать имена по просьбе своей знакомой, которая не смогла участвовать в акции из-за тяжелой болезни. Другой, молодой парень, также случайно зашедший, рассказал, что его бабушка и дедушка познакомились в лагере.

Историей своей семьи поделилась жительница Архангельска: «В моем роду были репрессированные. Моя тетя была раскулачена, сослана выше Сыктывкара, но и там ее раскулачили. Она все делала своими руками. Я не знаю, как объяснить то, что у человека, всего добившегося своим трудом, можно все отобрать. Это страница моей истории. Я 1945-го года рождения, много лет жила в неведении… Я видела много людей, которые боготворили Сталина, особенно мои родители. Мой папа, честнейший человек, партиец до мозга костей, ушел из жизни, так и не узнав всего того, что понимаем мы. Это все было завуалировано. Сейчас это все открывается и все это очень сложно. Невозможно представить эти вещи. Такие акции нужны, и нужно вовлекать детей и внуков, потому что уйдем мы, и на этом может все прекратиться».

Акция собирает вокруг восстановления исторической памяти, ее сохранения и передачи. Вспомнить каждого, кто погиб или пострадал в годы репрессий – значит сказать «вы живы!», засвидетельствовать наше уважение к каждому человеку. Читая имена, мы восстанавливаем связь эпох, соединяемся с этими людьми, протягиваем им руку. Молитва памяти – акция бескорыстного и милосердного отношения к тем, кто пережил эти времена.

Это нужно каждому из нас, чтобы пережить личную ответственность за все, что происходило в истории. Личное участие в преодолении беспамятства есть проявление любви к своей стране. Трагедия XX века требует прежде всего изменения нас самих, преодоления в себе отрицательного наследия советской эпохи. Что мы можем сделать сегодня? Есть то, от чего мы навсегда должны отказаться, – это презрение к человеку, которое господствовало в нашей стране в XX веке. Мы можем не дать злу проникнуть внутрь нас: никого ни в чем не подозревать, не осуждать, не быть теми, кто способен переступить через другого человека. В наши трудные времена нельзя ожесточаться, необходимо примирение, прощение, покаяние как освобождение от лжи и страха. В таких акциях человек получает возможность исцелиться.

Гости поделились своими мыслями об акции.

Михаил Николаевич Супрун:

– В Архангельской области сейчас проживает чуть более одного миллиона человек. Через лагеря и спецпоселения области прошло столько же. Это однозначно преступление режима, по-другому я это не воспринимаю. Мы должны об этом помнить, чтобы это не повторилось. Мы должны помнить о том, что это может произойти в любое время, в любой момент, и допустить этого нельзя.

Елена Юрьевна Доценко:

– Наша страна должна помнить разные страницы истории: и славные, и трагические. Это то, что объединяет людей. Память о разных периодах истории дает современной молодежи возможность выстраивать свою жизненную траекторию, помня о том, как не должно быть. Это очень важно. Важно, чтобы современная молодежь знала свою историю и не давала ее переписывать, искривлять.

Наталья Александровна, учитель истории и обществознания школы № 4 г. Архангельска:

– Мы пришли сюда не только сами, но и привели своих учеников. Мы говорим с ними о том, что нужно помнить о тех, кто невинно погиб. Врагами народа их нельзя считать. Мы впервые пришли на эту акцию, и это нужное дело.

Для справки

Первый советский губернский ЛПР на Севере появился в Шенкурске в 1919 г. К началу 1921 г. в губернии действовало пять ЛПР: Архангельский, Исакогорский, Пертоминский, Соловецкий и Холмогорский. Питирим Сорокин писал: «В Архангельске в это время была настоящая мясорубка. Большевистский комиссар Кедров казнил людей сотнями и даже тысячами. Свои жертвы коммунисты расстреливали, топили или забивали до смерти. Чувствуя, как шатается почва под ногами, они пытались укрепить свои позиции безудержным террором».

На 1930 г. 45 000 человек со всех районов страны было выслано в Северный край. Среди них 34 000 человек, на кого были заведены дела Архангельской губЧК. Из них пострадавших за веру — 3168 чел. При отбывании наказания в Северном крае репрессированы 53 архипастыря. С 1918 по 1943 гг. 12 из 13 архиереев, возглавлявших Архангельскую Кафедру, репрессированы. Только с февраля 1920 г. за полтора года жертвами «красного террора» в Архангельске стали 25.640 жителей губернии («город стонал целое лето», стал «городом мертвых»). С 1918 по 1933 гг. в Архангельской епархии закрыто 247 церквей и часовен, снесено 16, не использовались после закрытия 70. В начале 20-х гг. национализировано 16 монастырей, произведено более 60 вскрытий мощей. Город, который академик Грабарь называл одним из красивейших 13 европейских портовых «городов-музеев», перестал, по мысли одного из историков, быть «городом искусства».

Татьяна Пархомович
загрузить еще