Всего неделю назад, 30 октября, во многих городах молились о жертвах советских репрессий, а уже сегодня, 7 ноября, в Москве проходят митинги партий «Коммунисты России» и КПРФ, посвященные годовщине Октябрьского переворота 1917 года. Как сообщает РИА «Новости», на митингах говорят о «возвращении к социалистическому государству и воссоздании советской родины».
Мы спросили участников акции «Молитва памяти» о том, зачем вспоминать о жертвах советского режима и нужно ли нам каяться в его преступлениях.
1. Почему для Вас важно то, что происходит на акции «Молитва памяти»?
Кирилл Михайлович Александров, историк и журналист:
Потому что в нашей стране 7 ноября 1917 года произошла национальная катастрофа. За период с момента большевистского переворота и до смерти Сталина в нашей стране погибло более 50 миллионов человек. Больше половины – это, конечно, жертвы Второй мировой войны, но вся остальная часть – это жертвы советской власти. А если учитывать, что и Вторая мировая война в значительной степени – это результат Сталинской политики, не только, конечно, но в значительной степени, понятно, что мы можем говорить о национальной, социальной, демографической, религиозной катастрофе. Предположить, что за тридцать пять лет в одной стране погибло больше 50 миллионов человек, невозможно, не вмещает сознание, но это так. Еще полтора миллиона оказались в эмиграции. Это катастрофа, которая по масштабам превышает холокост: например, если взять предвоенное десятилетие, то за период с 1930 по 1940 год погибло более 8,5 миллионов человек в Советском союзе в мирное время. Это страшно.
И вот эта дата – 30 октября – она, конечно, носит во многом условный характер. Эта дата отмечалась в 1970-е годы заключенными политических советских лагерей как день политзаключенного... Дата эта условная, она уже после 1989-1990 годов стала Днем памяти жертв политических репрессий. И конечно, с моей точки зрения, таким днем должно быть 7 ноября… И 7 ноября мы в Петербурге будем проводить День скорби и нетерпимости – митрополит Антоний (Храповицкий) благословлял на это русскую эмиграцию еще в конце 1920-х годов. Это традиция.
Священник Георгий Кочетков, ректор СФИ и духовный попечитель Преображенского братства:
Каждый год 30 октября – это и молитва памяти, и усилие воспоминания, и свеча памяти, это то, что заставляет нас вспомнить людей, вспомнить тех, кого некому вспомнить, кого часто расстреливали без всякой вины, перед кем просто есть долг у всего человечества. Все человечество должно вспоминать, как вспоминают жертв холокоста, так же надо вспоминать и жертв русской катастрофы XX века – самой крупной, самой страшной катастрофы в человеческой истории. Важно вспоминать события, важно вспоминать весь этот век-волкодав, но важно вспоминать и конкретных людей, чтобы понять, что эта катастрофа коснулась всех и вся, всех слоев общества. Конечно, известно, что преимущественно это были или священнослужители и деятели церкви, или люди из высших слоев общества, или военные чины, но это был и простой народ. Вот это важно всегда помнить – что весь народ, во всех своих слоях пострадал. В основном это имена мужчин. Не случайно сейчас такой крен отсутствия мужского начала в жизни, мужского начала в обществе, в стране, в первую очередь в русском народе. Это совершенно не случайно, потому что выбиты были в этих расстрельных делах и войнах практически все более-менее адекватные люди мужского пола. И, конечно, надо вспоминать всё и всех, потому что без исправления памяти, без соединения старых дореволюционных времен с нашими временами невозможно строить будущее.
Сергей Богданович Семак, футболист, тренер петербургского «Зенита» и национальной сборной России
Это важно для того, чтобы люди помнили и знали нашу историю. Для того, чтобы не допустить повторения такого рода событий в будущем. У меня семеро детей, и я им рассказываю об этом. Старшие запоминают более внимательно, младшие начинают более осознанно все понимать, когда становятся чуть постарше. Они должны знать и помнить об этом.
Священник Сергий Матюшин, настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, ответственный секретарь Совета православных общественных организаций при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества:
Для меня как для клирика Ваганьковского храма 30 октября – день особенный. Помимо того, что это День памяти жертв политических репрессий, это еще и день памяти настоятеля нашего храма, который служил здесь десять лет в начале XX века и который в этот же день – 30 октября 1918 года – пострадал за веру. То есть для нас это как малый престол. Кровь мучеников – это семя христианства и поэтому благодаря их страданиям в те времена мы сейчас можем наслаждаться относительной свободой, вновь открытыми храмами, мы здесь молимся. Сколько людей пострадало, сколько прошло через это горнило. Мой прадед был псаломщиком в маленьком сельском храме в Нижегородчине. И дедушка мне рассказывал, что они жили в 1930-е годы в ожидании, что за ними придут и куда-то отправят… И я верю и всегда чувствовал, хотя никогда даже фотографий прадеда не видел, что мой приход в церковь был по его молитвам, так как мои родители были нерелигиозными.
Иеромонах Гермоген (Семин), настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Коммунарке:
Потому что Коммунарка – особое место, где находятся массовые захоронения, где реально погребены репрессированные люди. И в этот день, особенный День памяти репрессированных, очень важно, что сюда приехали люди по зову своего сердца, выражая свою гражданскую позицию, свои христианские убеждения. Приехали помолиться об этих людях, вспомнить о них. И очень важно то, что память, несмотря на долгие годы забвения, в нас живёт и передается. И вот приехало много молодежи, и память об этих людях жива.
Священник Димитрий Третьяков, клирик Троицкого собора г. Щелково:
Для меня оказалось это очень важно потому, что я вижу то, что происходит в кругу верующих людей. Потому что я много общаюсь с людьми, и меня поразило, что среди верующих людей находятся такие, которые каким-то образом оправдывают то зло, которое происходило в советское время. Некоторые люди и, что самое страшное, некоторые верующие каким-то образом оправдывают и как-то в себе это примиряют. Это, конечно, чудовищно, потому что таким образом мы снова приходим к тому, что человек теряет всякую ценность, становится средством, какой-то вещью, и если нужно достичь какой-то цели, то можно кого-то расстрелять, кого-то убить, от кого-то избавиться. Поэтому я понял для себя, что очень важно восстанавливать память об этих событиях, чтобы люди знали правду о том, что происходило. Я пытался заговаривать с некоторыми об этом: у людей вообще никаких эмоций, никаких чувств, то есть они как будто не слышат. Слово «репрессии» люди уже абсолютно забыли, не знают, что это такое. А если это все забылось, то значит, все это может повториться. Поэтому очень важно эту память восстанавливать.
Елена Борисовна Жемкова, исполнительный директор, член правления Международного общества «Мемориал»:
Очень важно возвращение имен тех людей, которых тайно убивали, и не просто тайно убивали, но и информацию о которых хранили в тайне, обманывали родственников. И действительно хотели стереть память об этих людях. И их как бы нет. И я в «Мемориале» очень часто сталкиваюсь с родственниками, которые говорят: «А я не знал, что у меня есть дедушка расстрелянный. Мне мама ничего не рассказывала, она нас берегла». Не только государство, к сожалению, даже родные, близкие из страха, опасения, из жалости к своим собственным детям не рассказывали им о родственниках. Понимаете, этих людей из нас как бы изъяли. А мы их возвращаем. Поэтому это очень важно. Я считаю, это важно и справедливо, и правильно.
2. Как Вы считаете, нужно ли нашему обществу покаяние?
Священник Сергий Матюшин:
Покаяние нужно, конечно, и каждому человеку, и обществу. Важно, что понимать под этим термином покаяние, да? Если мы вернемся к его историческому значению «метанойя» – это с греческого «изменение образа жизни, изменение мыслей». В этом отношении покаяние необходимо. Необходимо меняться в лучшую сторону. И обществу, конечно, есть к чему идти. Если говорить о всенародном покаянии, подразумевая под этим некое подобие исповеди, когда люди сообща начинают говорить о грехах, которые не совершали, –например, убийство царской семьи, – брать на себя этот грех, то это не то, что нам нужно. Я не считаю, что именно такой обряд, который не соответствует традициям православия, нам необходим. А изменение и покаяние общества, конечно, необходимо.
Сергей Богданович Семак:
Конечно, нужно покаяние. Оно нужно всегда. За себя и за предыдущие поколения – безусловно. Потому что многих, наверное, в той или иной степени в любом случае касались репрессии: родственники не родственники – это целая история. Из тех, кто выжил – через поколение, через два, через три – мы начинаем забывать, и, наверное, это горе нашего всего народа. Поэтому, наверное, весь народ должен в этом каяться, не разделяя на правых и неправых.
Иеромонах Гермоген (Семин):
Во-первых, как говорят святые отцы, покаяние – это второе крещение. Все мы, как говорится, крещены: любой человек, любой христианин. И конечно, покаяние должно быть, прежде всего, личным. Это первое необходимое условие. Потому что нет ни одного человека, который был бы без греха. Все мы перед Богом грешны. А когда будет личное покаяние, тогда будут и дела благие. Тогда мы сможем и совершать какие-то мероприятия, способствующие улучшению общественной жизни. Тогда мы сможем и светить миру как христиане. И никакое дело не будет трудно. Вернее, любое дело нам будет по плечу в рамках законодательства, в рамках того, что разрешено. То, что часто мы по какой-то немощи, по лености, по каким-то другим причинам не совершаем, хотя все возможности для этого есть.
Елена Борисовна Жемкова:
Я думаю, что очень важно, чтобы было как можно больше людей, у которых есть не чувство покаяния, а чувство ответственности за себя, за свою семью, за свое настоящее и за свое прошлое. Покаяние – это очень индивидуальное, личное чувство. Пусть каждый сам выбирает, нужно ему покаяние или не нужно, совершал он какие-то грехи или нет. Это личное. И я не тот человек, который кого-то к этому будет призывать. Вот чувство ответственности за себя, за свою семью, за свой город, за своих детей, за свое настоящее, за свое прошлое – это, я думаю, очень важно.
Священник Димитрий Третьяков:
Раньше я думал, что не нужно, когда был еще молод. Как-то я этого не понимал даже сам для себя. Думал: кто-то там нагрешил, а при чем здесь я? Они там каких-то ошибок наделали, это их дело. Думал, что это меня не касается. А сейчас все больше и больше понимаю, что здесь, конечно, есть определенная связь и от этого не уйдешь. И Сам Христос в Евангелии тоже об этом говорит – что если мы отрекаемся от прошлого, от того, что делали наши предки, мы, наоборот, под их делами «подписываемся».
Священник Георгий Кочетков:
Конечно, эти воспоминания носят покаянный характер. Это не только взывание к Богу о Его милосердии, но это и покаяние пред Богом, потому что все наше общество загрязнено тем, что произошло, оно осквернено всем тем, что происходило в XX веке, а иногда происходит в наше время. И все люди должны чувствовать эту ответственность, а значит, и нужду в покаянии. Без покаяния, без исправления, без возвращения к Богу, без изменения самих себя также невозможно думать о достойном будущем.
3. Как мы можем покаяться, что мы можем для этого сделать?
Сергей Богданович Семак:
То, что мы можем, – это каяться, помнить, не забывать, молиться и за наше отечество, и за наших людей, которые безвинно убиты. Я думаю, это получится. Раз приходят люди, с готовностью участвуют [в акции «Молитва памяти»] – наверное, не так быстро, как хотелось бы, но, я думаю, становится лучше.
Иеромонах Гермоген (Семин):
В первую очередь, необходимо личное покаяние. Это необходимейшее условие, исполнение заповедей Христовых. И на этом основании созидается общественная жизнь. Почему произошли вот эти все репрессии? Главная причина в том, что люди забыли Бога и захотели построить на земле царство, коммунизм так называемый. И что из этого вышло, когда люди отринули Бога, веру в Бога, забыли о своих грехах, забыли о личном покаянии, и начали без Бога строить какие-то общественные блага, общественное благополучие? Это привело к ненависти, к злобе, гражданской войне, репрессиям. Вот что значит жизнь без Бога. И Святейший патриарх много раз отмечал, что наша задача не в том, чтобы построить на земле идеальное какое-то общество, где все были бы довольны, где не было бы никаких проблем. Это просто нереально и противоречит Божьему замыслу. А наша задача, во-первых, спасти свои души, и, во-вторых, создать благоприятную обстановку в нашей стране, то есть сделать в нашей стране то, к чему мы призваны Богом. Вот это самое важное.
Кирилл Михайлович Александров:
Вы понимаете, покаяние, во-первых, это такое частное дело, интимное даже, я бы сказал. Представить себе, что десять миллионов жителей Москвы выйдут на Красную площадь, бухнутся на колени и начнут бить головами о камни, и говорить: «Прости нас Господи!» – в это, честно говоря, мне верится с трудом. О том, что нам нужно покаяние, нам говорят уже с 1990-1991 годов. Но, по-моему, это слово уже выхолостилось за эти 25 лет и потеряло свой смысл. Но слово «покаяние» означает перемену ума в первую очередь. И это покаяние не должно быть словесным. Мы должны осознать, что большевизм – это страшно…
Нужно говорить о преодолении большевизма, а не сталинизма, который охватывает практически весь советский период от большевистских эксов [ограбления частных лиц и госучреждений, проводимые большевиками и другими революционными партиями до революции 1917 года для финансирования своей подпольной деятельности] и вплоть до перестройки. Это огромный период… Преодоление – это значит осознание. Покаяние будет заключаться в том, что общество переменит свое отношение к этим событиям. То есть не должно быть имен палачей, убийц в топонимах Российской федерации; не должен обсуждаться вопрос, надо ли возвращать памятник Дзержинскому и Ленину; должны быть дни памяти жертв Голодомора, коллективизации, Большого террора, Красного террора и т.д. Каждый школьник и студент должны знать, что такое коллективизация, что такое ГУЛАГ, что такое раскулачивание, что такое НКВД. Понимаете? Вот это будет покаяние. И такое покаяние нашему обществу, конечно, нужно, потому что без этого мы ничего не создадим, мы ничего не построим, и никакой богатой, свободной, сильной, умной России не будет…
А пока мы этого всего не сделаем, у нас будет постоянная угроза рецидива, что это может повториться в той или иной форме. Тем более что, к сожалению, поводов, причин, оснований для этого очень много.
Священник Сергий Матюшин:
Это вопрос, который стоит перед каждым христианином, его духовником, его совестью. Если каждый будет идти этим путем, то и само общество будет двигаться в этом направлении.
Священник Георгий Кочетков:
Конечно, покаяние касается всех сторон нашей жизни. Мы должны понимать, что нужно начинать восстанавливать жизнь, начинать с себя, прежде всего с себя, независимо от того каются ли окружающие люди или нет, понимают они тебя или нет. Это сейчас неважно. Важно чтоб, начиная с единиц, начиная с небольшого числа, это покаяние происходило в нашем обществе, чтобы действительно прийти к Богу, чтобы действительно изменить себя, чтобы ни страхи, ни преступления, ни нечестие советских времен никогда не вернулись.