Иеромонах Русской Православной Церкви, итальянец Иоанн (Гуайта) в своем слове о покаявшейся грешнице, пришедшей омыть ноги Христа, говорил, что не только прощение есть причина любви, но и любовь есть причина прощения. Когда прощение рождается из любви, то это человеческая логика, а Бог в ответе фарисею Симону открывает нам свою логику: «Кто много возлюбил, тому много прощается». Грешница сначала возлюбила, и потом ей уже было прощено множество грехов. Одним из примеров этой парадоксальной логики является притча о добром самарянине. «Кто такой ближний? Иисус подчеркивает, что ближний это не тот, кто принадлежит к твоему народу, а тот, кто любит и оказывает милосердие, – отметил отец Иоанн. Любовь есть причина прощения, источник прощения, но и наоборот – прощение есть результат любви». Любовь и прощение, вера и прощение идут вместе, они невозможны друг без друга.
Следующий выступавший – доктор теологии, ректор Теологической Семинарии Евангелическо-Лютеранской Церкви Антон Тихомиров в своей проповеди на притчу о немилосердном заимодавце, оказавшемся в темнице не за тот огромный долг, который ему простил царь, а лишь за 100 динариев, что сам он не смог простить своему должнику. Оказывается, что даже самое незначительное прощение не только сиюминутно, но связано с вечностью, а «вечная жизнь – это жизнь вечного прощения». Когда мы не только принимаем прощение, но и сами прощаем, именно тогда мы можем быть приобщены к вечности. По убеждению Антона Тихомирова, прощение «не бывает успешным, поскольку идет поперек мирской логики, им нельзя пользоваться как каким то инструментом, ему нельзя раз и навсегда научиться – им можно только жить».
Директор Культурного центра «Покровские ворота», католик, Жан-Франсуа Тири в своей проповеди на притчу о Закхее, говорил, что Иисус пришел в дом к человеку, который присваивал деньги своего народа, сотрудничал с римскими оккупантами, за что его ненавидел весь город. Разделив с мытарем трапезу, Иисус тем самым взял на себя грехи Закхея. Приняв это прощение, Закхей начинает новую жизнь.
Жан-Франсуа связал эту притчу с историей из жизни голландского священника, который после Второй мировой войны пошел по городам и селам Европы, призывая население помочь бедствующим немцам. Это было провокационным делом – поскольку в Бельгии, например, в одной деревне, немцы расстреляли всех мужчин, не пожалев ни детей, ни стариков. И неудивительно, что жители после призыва молиться за немцев, были полны возмущения и негодования. Однако после мессы к этому священнику подошла женщина и дала 1000 франков. Ее муж, сын и брат были расстреляны. И потом под покровом темноты, чтобы не увидели соседи, жители этой деревни также приходили к нему и приносили деньги и одежду.
«Этот рассказ о Закхее для меня, прежде всего, взгляд любви Христа на мою жизнь, который как был 2000 лет назад, так есть и сегодня, – отметил Жан-Франсуа Тири. – Порой в борьбе со злом, за нашими попытками переделать общество скрывается желание искоренить первородный грех, которое рождает насилие над людьми. Мы тщетно думаем, что своими силами сможем установить град Божий на земле».
Также на фестивальной площадке в рамках состоявшегося «круглого стола» его участники говорили о прощении в христианском сообществе. Среди спикеров круглого стола выступили магистрант факультета психологии Русской христианской гуманитарной академии Станислав Клюев, отец Иоанн Гуайта и дьякон Антонио Санти, имеющие большой опыт общинной жизни.
Иеромонах Иоанн Гуайта, который свою юность провел в общине фоколяров в Италии и в православие пришел благодаря знакомству со священником Александром Менем, отметил, что очень важно, когда христианин четко осознает, что жизнь в Церкви – «это прежде всего жизнь в общине. И жить вместе надо еще научиться, что невозможно без прощения».
Важным моментом православного понимания прощения является восстановление доверия к обидчику. Оно может быть преждевременным, ведь обидчик опять может причинить боль. И это воспринимается как личная жертва – поверить обидчику еще раз, дать ему аванс любви, именно к этому призывает нас Христос.
Но одно дело прощение личной обиды, другое – простить чудовищные преступления перед человечеством такие как нацизм? «Легко прощать в данном случае было бы безответственным, – отметил отец Иоанн. – Это требует осуждения, нужно сказать, что это – зло. Христианин должен давать правильную оценку всему. Путать добро и зло – это не прощение, это попустительство».
Важным итогом разговора о прощении на фестивальной площадке «Община – место прощения и праздника» стал вывод о том, что прощение – это созидающий совместный труд. Прощающий как бы говорит своему брату – «ты стоишь больше, чем твои действия». Более того, прощение – это следование и правде, и милости Божьей. И в той мере, как мы учимся прощать, мы уподобляемся Ему, участвуем в Его жизни, становимся Его соработниками. Мы не должны прощать, но можем это делать – это акт свободного человека. Прощающий блажен, потому что уподобляется Богу, простившему нас на Кресте. Раз и безоговорочно и навсегда.
Жанна Королева, Светлана Кузнецова
Фото: Евгений Гурко