Эта передвижная выставка, побывавшая уже в храме Христа Спасителя в Москве и еще в нескольких городах, посвящена кампании по изъятию церковных ценностей, которая происходила в 20-е годы XX века. Особое место в экспозиции занимают стенды, посвященные духовному сопротивлению петроградских жителей этой кампании по дискредитации церкви, в частности, деятельности Александро-Невского братства, возникшего в лавре в 1918-1919 годах. Организаторами выставки в Санкт-Петербурге стали Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, Культурно-просветительский фонд «Преображение», Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта (г. Шуя). Большое участие в устроении выставки на территории музея Александро-Невской лавры приняло Свято-Петровское малое православное братство.
Открытие музея и выставки началось с молебна и литии о невинно убиенных в годы советских репрессий. Богослужение возглавил владыка Назарий. Затем в своем приветственном слове епископ Назарий в первую очередь поблагодарил создателей выставки за то, что ее экспозиция помогла открыться будущему музею Александро-Невской лавры в последние дни юбилейного года – 300-летия со дня ее основания. До революции в этом помещении находилось древлехранилище, в котором находилось множество драгоценных предметов, имевших духовное и памятное значение, – например, мантия и княжеский головной убор святого Александра Невского или посохи для игуменов лавры, сделанные рукой Петра I. Можно сказать, что открытие музея, разоренного в советское время, является восстановлением древней традиции – ведь при всех древних монастырях и храмах существовали такие хранилища, которые можно назвать предтечами музеев, возникших гораздо позже.
Дмитрий Гасак, проректор Свято-Филаретовского института, одного из организаторов выставки, напомнил, что вердикт «Не должно вам быть» являлся главным аргументом и основанием для гонений на христиан в Римской империи. Нечто подобное творилось и в советской России. Кампания по изъятию церковных ценностей была организована в годы голода для того, чтобы устроить гонения на Церковь как на один из важнейших оплотов старой России. К сожалению, в памяти народной эта кампания часто до сих пор воспринимается так, как этого хотелось власти: люди голодали, все собирали средства для помощи и только церковь как будто не только этого не делала, а даже боролась против помощи голодающим. Необходимо разъяснить раз и навсегда, что было на самом деле, чтобы сегодня у людей не оставалось никаких иллюзий. Удивительно, что выставка экспонируется в Александро-Невской лавре, ведь она сама является памятником тех времен: достаточно выйти во двор, чтобы увидеть могилы погибших в те годы. Дмитрий Гасак отметил, что выставка касается не только церкви, а всех людей, потому что удар советской власти был направлен против всего народа. Здесь описаны не только трагические стороны этого времени, но повествуется и о славных страницах истории, потому что нашлись те, кто, не боясь ничего, сумел сказать слово правды. Одним из первых, кто не отступил от истины и поплатился за это вместе со своими собратьями жизнью, был митрополит Вениамин Петроградский.
Юлия Балакшина, куратор выставки, председатель Свято-Петровского братства, поблагодарила за предоставленные для выставки предметы музей Александро-Невской лавры, а также потомков новомучеников – внука протоиерея Философа Орнатского Сергея Михайловича Доброумова, представившего личные вещи деда, и внука протоиерея Михаила Чельцова – Анатолия Васильевича Чельцова. Протоиерей Михаил Чельцов проходил по одному делу с митрополитом Вениамином Петроградским и тоже был приговорен к расстрелу, однако ему, как и еще пяти подсудимым, расстрел в последний момент заменили лагерем. Также Юлия Балакшина поприветствовала представителей возрожденного в последние годы Александро-Невского братства.
Протоиерей Георгий Митрофанов, заведующий кафедрой истории Санкт-Петербургской духовной академии, обратил внимание присутствующих на то, что гонения на церковь во время кампании по изъятию церковных ценностей происходили в мирное время, когда Гражданская война уже кончилась и в условиях НЭПа у многих появилась надежда на то, что богоборческий режим может перестать быть таковым. Однако в эти годы было уничтожено почти столько же священнослужителей, сколько и во время Гражданской войны. Причем неожиданно выявилось, что среди палачей доминировали люди, православные по крещению и образованию, – можно вспомнить выпускника церковно-приходской школы Тучкова, начальника 6-го отделения ГПУ, имевшего сестрой монахиню, или сменившего его в должности полковника госбезопасности Карпова, окончившего полный курс духовной семинарии, не говоря уже о недоучившемся семинаристе Сталине.
Отец Георгий предложил отказаться от стереотипа о том, что идиллически существовавшая до революции церковь вдруг подверглась в советское время гонениям. Многие новомученики, отстаивавшие достоинство и честь церкви, осознавали, что это был результат неблагополучия церковной жизни. Поэтому митрополит Кирилл (Смирнов), осознавая вину и ответственность епископата за происходящее, сказал в свое время патриарху Тихону: «Мы только и годны, что сидеть в тюрьмах». Неслучайно в экспозиции большое внимание уделено Александро-Невскому братству. Его создание было попыткой в условиях тотальной духовной несвободы основать подлинную свободную жизнь, которой не было даже до революции. Говоря об одной из трагических страниц нашего прошлого, выставка позволяет взглянуть на очень актуальные проблемы нашего настоящего, ведь мы не можем говорить о беспроблемности нашей церковной жизни сейчас. Она позволяет увидеть главное: не только то, что гонения были не случайны, но и то, что опыт гонений стал опытом подлинного церковного творчества. Она предлагает увидеть перспективу нашего церковного будущего, которое будет избавлено от изъянов прошлого и сделает невозможным дальнейшие гонения на церковь. Тогда мы сможем сказать, что опыт новомучеников воспринят нами действительно творчески, мы не только молимся им, уповая на их ходатайство о нас, но продолжаем их дело по созиданию церковной жизни в духе свободы и любви, которых так не доставало в истории Русской православной церкви.
Также на открытии выступили директор музея Александро-Невской лавры Лидия Соколова и внук протоиерея Михаила Чельцова Анатолий Васильевич Чельцов, подаривший музею Александро-Невской лавры книгу, принадлежавшую его деду. Его отец Михаил уберег ее во время многочисленных арестов с неоднократной конфискацией имущества, и теперь она найдет себе место среди экспонатов выставки.
Руководитель авторского коллектива Светлана Чукавина провела первую экскурсию по выставке. Присутствовавший при этом протоиерей Георгий Митрофанов дополнял экскурсовода малоизвестными фактами из петербургской истории гонений на церковь.