«Христианское воспитание в семье – миф или реальность?»

Как воспитать ребенка, чтобы он познал и принял высшие ценности, знал свое призвание; как семья может подготовить ребенка к служению Богу и Церкви; каково значение границ в деле христианского воспитания – неполный перечень тех вопросов, которые обсуждали участники одноименного круглого стола, прошедшего в рамках фестиваля «Преображенские встречи. Время новой соборности»
Елена и Дмитрий Каштановы, Вера Журавлева, Ольга Синицына, Ирина Елисеева, матушка Ольга Юревич
Елена и Дмитрий Каштановы, Вера Журавлева, Ольга Синицына, Ирина Елисеева, матушка Ольга Юревич

Круглый стол «Христианское воспитание в семье – миф или реальность?», прошедший в рамках фестивальной площадки, посвященной теме ответственности семьи за христианское воспитание детей и подростков, собрал тех, кто всерьез размышляет над проблемами воцерковления детей и готов поделиться своим положительным опытом в этой области. Опытом, который может вдохновить или вразумить других, помочь увидеть новые возможности или задуматься.

Ведущая площадки Ольга Синицына, руководитель детско-юношеского центра Преображенского братства, отметила, что тема круглого стола была выбрана не случайно, поскольку именно семья призвана закладывать основы веры в детях и помогать ее воплощению ежедневно. Современные семьи сегодня сталкиваются со многими проблемами и трудностями в деле христианского воспитания, связанными, в первую очередь, с потерей традиции воспитания в вере, отсутствием в обществе должных этических норм и необходимой среды. Поэтому одних усилий родителей для воцерковления детей недостаточно – нужны еще и соборные усилия церковной общины. Неслучайно древняя восточная мудрость гласит: «Чтобы воспитать одного хорошего человека, нужны усилия целой деревни»; то есть помощь близких и знакомых ребенку людей, опыту и совету которых он доверяет, примеру которых готов следовать.

Однако опыт показывает, что если семья или хотя бы один верующий член семьи не берет на себя ответственность за воцерковление детей, если нет ежедневных, последовательных усилий в области христианского воспитания и доброго примера веры родителей, то и церковная община в большинстве случаев не может помочь детям стать христианами. Родители не всегда осознают, что у детей верующих родителей особые возможности и дары, если они решатся стать христианами еще в детском или подростковом возрасте и сумеют перейти «бурное море» юношеского возраста, сохранив верность Христу и Церкви.

Ольга Синицына
Ольга Синицына

В ходе круглого стола были показаны видеоинтервью с размышлениями современных верующих родителей о том главном, что, по их мнению, отличает христианское воспитание от светского, об основных проблемах воцерковления детей, с которыми им приходится сталкиваться.

Также прозвучали свидетельства тех, кто с детства был связан с исповедниками веры, о существовавшей традиции христианского воспитания: Елизаветы Михайловны Шик, дочери священномученика Михаила Шика; Екатерины Ивановны Пикиной, члена братства епископа-катехизатора Макария (Опоцкого); писателя Алексея Петровича Арцыбушева.

Своим размышлением о христианском воспитании в семье поделилась участница круглого стола матушка Ольга Юревич, жена протоиерея Андрея Юревича и мать семи детей, автор книги «Матушкины цветочки». Она отметила, что люди, выросшие в неверующих семьях (а таких в наше время по-прежнему большинство), не видели примеров подлинной веры и настоящей любви, воплощенных в конкретных делах родителей, в их отношениях и поведении. Мало счастливчиков, выросших в полных верующих счастливых семьях, где ребенок естественным образом, так же как родной язык, усваивает христианские ценности, учится быть христианином. «Когда ребенок видит, как вы доверяете Богу, полностью уповаете на Него, нуждаетесь в Нем, он осознает, что Бог реален и ваша вера – не абстракция», – сказала матушка Ольга. Она всю свою жизнь посвятила тому, чтобы растить своих детей для Бога. При всех бытовых трудностях, связанных с нелегким служением супруга-священника, среди бесконечной готовки и стирки, она всегда находила время говорить о Христе со своими детьми. И это действительно подвиг – подлинное исполнение призвания мамы.

Матушка Ольга Юревич
Матушка Ольга Юревич

Матушка Ольга выделила несколько основных вех, способствовавших в их семье успешному христианскому воспитанию детей. Это, прежде всего, вера родителей, их любовь друг к другу (отец не может сделать большего для детей, чем любить их мать) и к детям: «От любви никто никуда не убегает». Нужны запреты и границы, строгость и наказания. Но прежде всего все-таки надо преподать детям урок благой вести, любви Божьей, ведь Бог и дал нам закон, потому что Он нас любит.

Еще одна важная веха – молитва, разговор с Богом. Самое главное молиться своими словами с детьми, благословлять их на добрые дела. Родительское благословение творит чудеса.

Очень важен и положительный церковный опыт, связь между поколениями, когда воспитание детей идет еще и в большой семье-общине. Наши кровные семьи становятся частью церковной общины, где люди соединены в совместном служении Богу. Когда есть совместная жизнь и труды ради Бога и Церкви, тогда и дети входят в служение естественно и успешно.

Фрагмент воспоминаний Елизаветы Михайловны Шик (1926-2014), дочери священномученика Михаила Шика, расстрелянного в 1937 году на Бутовском полигоне, об отношениях ее родителей к христианскому браку напомнил всем, что супруги призваны преодолеть во Христе лишь плотское отношение друг к другу и к своим детям.

Дмитрий Каштанов, председатель Свято-Екатерининского малого православного братства из Екатеринбурга и его супруга Елена, родители троих детей, рассказали о своем опыте. По мнению Дмитрия Каштанова, важно не столько физическое присутствие отца, сколько его призвание вести ребенка вверх, а не только оберегать и защищать. Именно отец должен показывать пример мужественности, стойкости в вере. Отец обязан в отношении своих детей сформировать такой уклад семьи, который позволит им противостоять давлению мира сего. Нужно созидать различные пространства, где может осуществляться христианское воспитание детей: это и пространство личного общения, когда можно задать отцу самые важные вопросы; и семейная трапеза, когда вся семья собирается вместе и делится тем, как прошел день; пространство общей молитвы и чтения Писания, когда ребенок задает свои вопросы о вере. «Дети прогибаются под этот мир, так как чувствуют его силу, не хотят быть неудачниками в этом мире. Если мы им не подскажем, как пройти через эти искушения, то мир "подскажет"», – подчеркнул Дмитрий Каштанов.

Елена и Дмитрий Каштановы
Елена и Дмитрий Каштановы

Елена Каштанова обратила особое внимание на то, что родителям важно разобраться, что они должны сделать для христианского воспитания ребенка, и что они хотят сделать. В большинстве случаев верующие родители хотят, чтобы их дети стали христианами. Но под этим могут пониматься совершенно разные вещи. Например, ребенок должен стать хорошим, воспитанным, успешным человеком (не пьяницей, не наркоманом, не блудником, честным, добрым, мудрым) или должен взять свой крест и пойти за Христом и стать Его учеником. Между этими двумя представлениями есть существенная разница. Конечно, родители не имеют права требовать от детей выбора креста, но они обязаны рассказать им о двух путях – жизни и смерти. Это родительский и христианский долг.

Вера Журавлева, психолог, директор Общества друзей Священного Писания, (Санкт-Петербург), уже тридцать пять лет занимается организацией лагерей для детей и подростков, работает с детьми из христианских семей в кризисных ситуациях. Она отметила, что для успешного христианского воспитания в семье должна быть гармония между любовью и дисциплиной. Если мы уклоняемся в сторону дисциплины и порядка, мы создаем в наших семьях тюрьму (это может привести к уничтожению личности), а если в сторону любви – получаем вседозволенность (отсутствие границ). Еще одна проблема кроется в том, что любовь к детям надо не просто иметь, надо еще уметь ее выражать. Все кризисные родители говорят, что они любят своих детей, но дети этого не чувствуют. Или наоборот – любимый ребенок делает, все что хочет. В Писании есть заповедь: «Почитай отца и мать». Всем родителям важно задать себе вопрос: «Являюсь ли я родителем, которого дети уважают, не говоря уже о том, что почитают? Меня есть за что уважать?» Важно, чтобы родители думали не о том, что они должны сделать для своих детей, а о том, какими они должен быть, чтобы их дети, когда вырастут, их уважали и почитали.

Елена и Дмитрий Каштановы, Вера Журавлева
Елена и Дмитрий Каштановы, Вера Журавлева

Писатель и художник Алексей Петрович Арцыбушев (1919-2017) рассказал на встрече с членами Преображенского братства о примере стойкости и мужества веры в любых обстоятельствах – о своей матери Татьяне Александровне Арцыбушеве, в монашестве – Таисии. Вера его матери  сформировала в нем тот духовный стержень, который потом помог ему пройти все испытания, лагеря и не отпасть от Бога.

Ирина Елисеева, сотрудница Богословского колледжа при Свято-Филаретовском институте, рассказала об ответственности за христианское воспитание ребенка, которая ложится на воцерковленного родителя в семье, где второй родитель является нецерковным: «Когда я ждала сына, прогноз врачей был однозначный – после восьмого месяца беременности мы оба не выживем из-за моей врожденной сердечной недостаточности. Поэтому нас ни за какие деньги не брали ни в один роддом... Но Преображенское братство отмолило наши жизни – Миша родился, и я выжила, так что наш неверующий профессор-кардиолог сказал в тот день: "Вы понимаете, что это чудо Божье!" В такой ситуации ты особенно отчетливо понимаешь, что кроме твоих ожиданий от сына, у Бога также есть надежда на него; и что именно мне придется потрудиться, чтобы так его вырастить, чтобы ожидания оправдались». Дети перенимают отношение родителей к Богу, поэтому важно все продумывать, держать ритмы. В каждом возрасте важно правильно отвечать на эмоциональные реакции ребенка, делать свои акценты в молитве, Писании, богослужении, подбирать книги, фильмы. «Как-то лет в 6 Миша не хотел утром вставать в храм, я ему сказала: "Как же я приду в храм, все мы соберемся, и Бог скажет, а где же Миша? " И он вдруг понял, что так оно и есть, и собрался», – рассказала Ирина.

Еще один принцип – родители всегда старшие для детей, их слово и требования не должны игнорироваться. Нужно научить ребенка различать добро и зло, чтобы у него был внутренний стержень, связанный с Божьими заповедями, и он мог выбирать добро; объяснить, что у верующего человека больше ограничений, связанных с выбором жизненного пути, профессии, семейного положения, что Бог и все что ему посвящено – молитва, встречи, занятия в братском хоре, – не может стоять в одном ряду с остальными хорошими вещами в жизни.

Очень важно, какой образ Церкви видят дети. История XX века показала, что личную веру в Бога люди легче сохраняли, и даже могли передавать детям, чем веру в Церковь. Сегодня часто можно слышать, что, вырастая, и сталкиваясь со сложными ситуациями, дети теряют интерес к Церкви, не знают, что там искать или что делать? Начиная с подросткового возраста, особенно важным становится вопрос, есть ли у ребенка какие-то настоящие отношения со старшими братьями и сестрами в церковном сообществе. Важен их пример служения, их совет. «Я уже сейчас учу сына, чтобы он понимал, кто из церковных людей старший, к кому идти за советом, чьему примеру следовать», – сказала Ирина Елисеева.

В заключение круглого стола ведущая Ольга Синицына подвела итоги состоявшегося обсуждения: «Роль семьи в воспитании очень важна, но также важно понимать ограниченность возможностей семьи, ведь семья сама по себе еще не является церковной общностью, семью делает христианской только Церковь. И у нас есть прекрасный образ – Святое Семейство – образ того, как семья по плоти может вырасти в настоящую духовную семью. В этом есть некое подлинное преображение семейных отношений, открытость к Небу, новая возможность для людей обрести друг друга во Христе и со Христом. И это для нас задача – возрастание нашей семьи по плоти в духовную семью».

В завершении встречи был показан фрагмент воспоминаний Екатерины Ивановны Пикиной (1923-2012), духовной дочери епископа-катехизатора Макария (Опоцкого), об опыте ее семьи и других семей из братства владыки Макария, когда для них родство по духу обрело большую ценность по сравнению с родством по плоти.


Ольга Рябичева

 

Фото Евгения Огурцова


Видео Евгения Огурцова, Олега Глаголева, Вячеслава Куликова
загрузить еще

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку