«Ты – часть чести семьи»

О том, как и зачем передавать детям историческую память размышляли на фестивальной площадке, посвященной воцерковлению детей и подростков
Справа – Александра Петровна Ершова
Справа – Александра Петровна Ершова
Вместе со сказками на ночь – рассказ об истории семьи, о судьбах предков; вместе с играми и прогулками во дворе – экскурсии по родному городу, поездки, походы; вместе с современными фотографиями дома на стене – музей семьи, «стена памяти»; помощь ребенку в осознании себя как «части чести семьи» – это и многое другое в качестве ценного багажа унесли с собой участники одной из площадок фестиваля «Преображенские встречи. Время новой соборности».

Во встрече приняли участие гости – эксперты в разных областях, в том числе краеведения, родоведения, истории, педагогики и церковного искусства: Дмитрий Каштанов, директор Бюро исторических исследований, председатель малого православного Свято-Екатерининского братства (Екатеринбург); Александра Петровна Ершова, кандидат педагогических наук, театральный педагог, внучка А.А. Ершовой-Штевен (Москва); Екатерина Недзельская, руководитель детской школы изобразительного искусства и иконописи во имя святого преподобного Андрея Рублева (Екатеринбург); Наталья Андреева, потомок рода Голицыных, собиратель и хранитель семейной истории рода (Москва); Владимир Лавренов, кандидат исторических наук, член Государственного геральдического совета при Президенте Российской Федерации (Тверь).

После вступительного слова ведущего о том, почему актуальна и важна сегодня тема передачи исторической памяти в семьях детям, начали работу тематические группы, отражающие разные пространства передачи исторической памяти: семья, музей, краеведение, церковное искусство, педагогика.

На встречах звучали разные мнения о том, почему именно это пространство важно и может помочь для формирования историчности сознания у ребенка.

Участники рабочей группы о музейном пространстве поделились своим размышлением о возможности организации в семье своего маленького музея, где можно разместить разную информацию об истории семьи – от магнитиков из путешествий до фотографий и историй жизни предков. Это поможет ребенку узнать не только историю своей семьи, но историю своей страны. Участники площадки предложили для того, чтобы задать некоторую планку для подражания, повесить у себя дома портрет известных людей России, например, А.В. Суворова. «Важно, чтобы к истории рода и страны ребенок относился с уважением, чтобы не развивалось в сознании наших детей ни русофильства, ни русофобства», – заключил ведущий эксперт встречи Владимир Лавренов.

В центре – Владимир Лавренов
В центре – Владимир Лавренов

Ведущий площадки Дмитрий Каштанов согласился и подчеркнул, что «было бы замечательно, если бы в наших домах могла появиться такая своеобразная "стена памяти", где дети могли бы познакомиться с историей своего рода».

Дмитрий Каштанов
Дмитрий Каштанов

Подводя итоги встречи о пространстве педагогики, ее эксперт и ведущий Александра Петровна Ершова говорила о том, что каждый ребенок – это часть семьи, несущий ее честь: «Мои дети всегда воспитывались под лозунгом "не забывай, выходя из дома, что ты часть семьи и не забывай о ее чести"».

О том, как воспитывается святое пространство, красоте святости, о месте иконы в доме, о том, кто должен быть на ней изображен, о пользе и вреде зрительных образов, в том числе, образов церковного изобразительного искусства, о различении подлинников и подделок говорили на встрече эксперта Екатерины Недзельской о передачи исторический памяти с помощью церковного искусства. «К сожалению, иногда икону интерпретируют как некий оберег и именно с этой целью размещают в домах; в этом смысле дома на стене может расположиться целый "ковер" из икон – разные святые для "разных целей". И сориентироваться в этих образах ребенку, а часто и взрослому, не представляется возможным. Это еще усугубляется, если иконы в домах из разряда "ширпотреб", глянец, лубок и т.д. Я, например, никогда не поместила бы у себя дома икону святой Матроны, где она изображена слепой, потому что святой – это человек, исцеленный Богом, преображенный, несущий в себе свет, надежду и любовь. Надо быть внимательными к тому, что мы сами видим, и что показываем детям», – подчеркнула Екатерина Недзельская.

Екатерина Недзельская
Екатерина Недзельская

О передаче исторической памяти через родоведение говорили на встрече с экспертом Натальей Андреевой (урожд. Голицына). Обращение к своим корням особо важно в кризисной для человека ситуации, это дает основание, чтобы устоять, является фактором, объединяющим его с другими людьми своего рода, спасает от одиночества, помогает преодолению эгоизма и индивидуализма. В целом все сегодняшнее время можно назвать кризисным, даже если человек не переживает личной трагедии – в смысле разрушения семей или отсутствия взаимопонимания и интереса людей друг к другу (интереса детей к жизни родителей, рода), процветания индивидуализма и прочее. Потомков рода, незнакомых друг с другом, объединяет память – это духовная сила, основа традиции и культуры. Здесь важно размышлять не только о родстве семейном, но и о духовном.

Наталья Андреева
Наталья Андреева

В разговоре о передаче истории в пространстве краеведения отметили, что у каждого ребенка в жизни есть моменты, когда в нем просыпается историчность и географичность сознания. Важно ему дать в этот момент возможность – посмотреть вокруг себя, важно этот интерес удовлетворить. Здесь в помощь и прогулки-экскурсии по городу, и различные совместные с детьми поездки, походы. «Если человек поставил на земле памятник – это означает, что он пустил корни, и он уже с этой земли не уйдет, он будет нести за нее ответственность. Нам важно помочь и самим прорасти корнями в нашей земле и помочь в этом детям», – отметил эксперт встречи Дмитрий Каштанов.

Остается надеяться, что такой обмен опытом поможет семьям обретать и передавать детям историческую память рода и страны, брать ответственность за место, на котором мы живем.


Елена Каштанова


Фото Анны Бронниковой, Алены Приваловой
конец!