«Связанные бревна», или Урок дружбы

30 июля 2015
Как найти и не потерять дружбу? Ответ на этот вопрос искали на... катамаране дети и взрослые из Свято-Екатерининского братства

«Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг…», - поется в одной из детских песенок. Про дружбу вообще написано много замечательных песен! Дружба, как и любовь, великий дар, который всегда вдохновлял людей.

А вот как научиться дружбе? В современном мире понятие дружбы сильно умалилось, дружба часто сводится к виртуальным контактам «В контакте» и прочих социальных сетях. Зайдите на страничку к любому ребенку (как, впрочем, и взрослому) и вы прочтете «1000 друзей» или что-то около того. Детям бывает трудно ответить на вопрос: а у тебя есть друг? Вроде бы есть. Но что такое дружба, как ее искать, как строить, что делать для того, чтобы она не потерялась – на эти вопросы трудно ответить не только детям, но и нам, взрослым.

В этом году, как и в прошлые годы, мы вместе, взрослые и дети, пытались найти ответ на этот вопрос. На этот раз местом встречи (своеобразного «практикума» по теме дружбы) мы выбрали … катамаран[1].

Сплав детей 7-11 лет организовали по реке Серьга, что в Свердловской области, двухдневный, с ночевкой в палатках. Трое взрослых (все дяди Димы) и восемь мальчиков. Маршрут был проверенный (в прошлом году мы сплавлялись по нему же, но на самодельном плоту, в этом году маршрут удлинили), река спокойная, погода чудесная (чудеса не прекращались: температура в течение дня резко менялась от +6 до +20, дождь то шел, то лил, то моросил, а еще и солнце выходило) - и мы поплыли. 

Дядя Дима Попиченко: «Все трудности похода позволили нам и детям меняться, преодолевать себя, бороться со страхами и неуверенностью, ленью и неопытностью, приобретать новый опыт решения разных задач – как собрать катамаран, как, когда и, главное, зачем слушаться капитана судна, как развести костер, как поставить палатку, сварить уху в котелке, предварительно поймав на удочку рыбу. Дети многое научились делать своими руками. Это, кстати, они отмечали как отличительную черту, когда мы подводили итоги сплава, от плавания в прошлом году. Они отметили, что в этот раз им гораздо больше доверяли делать самим, ведь в прошлом походе чаще всего приходилось сидеть в центре плота и молиться, а на катамаране гребли все по очереди. Управление катамараном требует полной включенности каждого гребца: если кто то филонит или отвлекся, то катамаран неминуемо развернется и потеряет управление. Поэтому каждому гребцу было необходимо быть полноценным членом экипажа и вкладывать свои силы, энергию и внимание в общее дело. На привалах мы рассказывали друг другу разные истории из жизни, делились опытом, внимательно выслушивали каждого. Особенно запомнился наш разговор около костра: было заметно, что это приключение позволило детям вырасти и шагнуть на новую ступеньку в жизни, слова были обдуманы и исходили из сердца, как говорится, "слова не мальчика, но юноши"».

Дядя Дима Каштанов: «Детям важно видеть и узнавать мир. Сплав стал живым уроком истории и географии. Они стали лучше понимать друг друга и слышать нас, взрослых. Ситуации необычные, не домашние, не школьные обостряют чуткость восприятия окружающего мира и отношений между собой. Дети справлялись с трудностями: холодно спать в палатке ночью – прижимались спинами, грели друг друга; еду делили; поддерживали команду песнями, историями или, наоборот, молчали, наблюдали; веслами работали по очереди, по команде, слушая старшего, никто не отлынивал. Видели, отмечали, запоминали красоту – вот плывут утки с утятами, вот скала, вот пещера с наскальными рисунками».

На вопрос «С чем дети справились?» ответил третий дядя Дима - Парфенов: «А с чем надо было справляться? В чем-то побороть себя? Возможно. Стали ли они мощными гребцами? Не думаю, что это могло быть задачей или подзадачей похода. Это было бы странно для похода христианской направленности. Важно воспитывать и укреплять в ребятах мужское начало. Почин в этом положен». 

Было несколько особенно сложных ситуаций: когда катамаран разворачивало или заносило в прибрежные кусты – страшно, конечно, но ничего, выдержали; или когда дети принимали личное решение – помочь или не помочь, поделиться чем-то или оставить себе. На стоянках искали провал «Дружба» (есть такой в Оленьих ручьях), спускались по карстовому мосту, забирались в пещеру.

Вернулись обратно поздним вечером, уставшие, сами разгружали катамаран. Мамы, сестренки, друзья выбежали на берег встречать, фотографировать, обнимать. Но мальчики сказали: «Надо сначала дело доделать, потом все расскажем и покажем». 

Стал ли сплав не только уроком географии и истории, но и уроком дружбы, покажет время. Но есть уверенность в том, что дети подросли за эти два дня. Внутренне, морально, духовно. Почему мы решили, что сплав на катамаране поможет в деле воцерковления детей? Потому что жизнь с Богом – это и жизнь друг с другом, когда нужно помогать и прощать, терпеть и взрослеть, даже если этого совсем не хочется.

Сейчас дети ждут продолжения общения, того настоящего дружеского общения, которое дал сплав, между ними и со взрослыми. А мы надеемся, что те семена дружбы, которые посеял в наших детях Господь, когда-нибудь обязательно прорастут.

[1] Катамара́н - от тамильского «கட்டுமரம்», «каттумарам», буквально - связанные брёвна (Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов.  СПб.: Норинт, 1998).

 
Елена Каштанова
Фото Гриши Попиченко (11 лет)
Рисунок Тимофея Каштанова (9 лет)
Свято-Екатерининское малое православное братство.
загрузить еще