Воспитание надежды

29 июня 2016
Так называется цикл встреч в Екатеринбурге о воспитании и образовании детей, первая из которых была на прошедшей неделе
В. Л. Боровиковский. Портрет А.Е.Лабзиной с воспитанницей С.А.Мудровой. 1803. Фрагмент
В. Л. Боровиковский. Портрет А.Е.Лабзиной с воспитанницей С.А.Мудровой. 1803. Фрагмент

«Мать моя учила меня писать и начала образовывать сердце мое
словами, а вдвойне примерами»,
Анна Евдокимовна Лабзина́, «Воспоминания»,
известная русская мемуаристка начала XIX в.

Один из организаторов цикла встреч руководитель Детского центра духовного развития, член Свято-Екатерининского православного братства Елена Каштанова рассказывает:

- Сегодня темы воспитания и образования детей развиваются стремительно. Существуют и продолжают постоянно открываться множество различных центров развития детей, частные школы, языковые школы, школы развития творчества, родительские и семейные клубы, проводится много семинаров и конференций на эту тему. Думающим родителям в этом обилии предложений ориентироваться довольно сложно. Это говорит о том, что тема воспитания и образования детей сегодня является довольно актуальной, а ее обсуждение - востребованным. Мы не берем на себя роль эксперта, который поможет родителям сориентироваться во всем этом современном «педагогическом многообразии». Мы лишь хотим создать живое пространство диалога на эту тему, такую площадку, где могли бы делиться своими знаниями, наработками разные педагогические системы и практики, всевозможные центры воспитания, развития и образования, традиционные и нетрадиционные школы, «продвинутые» в вопросах воспитания и образования детей родители и педагоги.

Таким образом, организаторы цикла встреч ставят своей целью диалог, поддержку различных образовательных инициатив, обмен опытом, поиск новых совместных решений на пути воспитания и образования детей.

Первая из цикла встреч «Воспитание надежды» - педагогический интенсив под названием «На пути к новой школе» - собрала разных участников: педагогов и родителей, и включала в себя взрослую и детскую части (поскольку родители приехали с детьми). Выступали с небольшими докладами-сообщениями руководитель художественной школы им. Андрея Рублева Е. Недзельская, кандидат педагогических наук, руководитель языковой школы Л. Аксенова, директор центра вальдорфской педагогики «София» Ю. Книжина, директор частного детского сада «Лес чудес» М. Подкопаева, председатель Свято-Екатерининского православного братства, журналист, теолог Д. Каштанов. Среди гостей были родители, психолог, преподаватель общеобразовательной школы с 30-летним стажем преподавания, репетитор по математике, обсуждали сообщения и задавали вопросы.

И это только начало. Даже первая встреча дала понимание важности «детского» вопроса и некоторый объем мнений. Например, не без дискуссии, но участники интенсива все-таки согласились, что необходимо различать содержание и задачи воспитания, образования, научения, обучения, воцерковления ребенка. Чтобы не смешивать все вместе, как часто и случается. Родители ищут такую супер-школу, из которой, они надеются, а зачастую, и требуют, им выдадут на выходе качественный «продукт» - человека образованного, воспитанного, успешного. В процессе обсуждения выявились такие вопросы как:

  • Воспитывая и научая ребенка, насколько мы вкладываемся в собственное образование и воспитание? И надо ли это вообще?
  • Педагог – специально обученный человек или любой родитель, кому уже был дан дар родительства?
  • Кому принадлежит главная роль в воспитании и образовании ребенка – семье, государству, самому ребенку? И где сосредоточено основное пространство для этого процесса – в школе, в семье, в дружеской возрастной среде?
  • Как общество определяет себя и родителей по отношению к воспитанию ребенка?
  • На процесс воспитания и образования ребенка оказывает активное влияние политическая и историческая ситуация, в которой он живет (например, существуют конкретные приоритеты в формировании школьных образовательных программ, которые диктует государство). Каким образом воспитание ребенка должно соотноситься с этим влиянием?
  • Мифы и ловушки, общественные, государственные и родительские комплексы и амбиции в традиционной и нетрадиционных системах образования.

Вопросов было поставлено немало. Каждый требует отдельной встречи и обсуждения. А обсуждение требует конкретного плода. Ведь главная цель таких встреч – попытаться найти те задачи, пути, методы, условия воспитания и образования детей, которые помогут раскрыть дары и таланты каждого конкретного ребенка, человека.

Все люди и дети – разные. Поэтому шаблонов и трафаретов в воспитании и образовании нет. Есть богатый исторический педагогический и духовный опыт, его можно изучать, что-то применять к своей жизни, а в чем-то искать совершенно новые подходы. Кому-то из детей, возможно, «прописана» традиционная общеобразовательная школа со всеми ее нюансами, но тогда с особой остротой встает вопрос о том, чтобы научать ребенка отличать доброго от злого, подлинник от подделки. Кто-то способен развиваться и плодоносить в условиях домашнего, семейного обучения, дающего более глубокий личностный подход, когда именно семья понимает и разделяет ответственность за воспитание человека (к слову говоря, в одном из докладов вспоминался опыт домашнего обучения и воспитания в дворянских семьях). Для кого-то подходят вообще только нетрадиционные формы обучения. И именно об этом, к примеру, завязалась дискуссия вокруг вальдорфской педагогики и художественного образования.

Воспитание ребенка – это воспитание надежды, а надежда у каждого своя. Во что мы ее полагаем, так мы и будем воспитывать, образовывать и научать своего ребенка.

Цикл этих встреч будет продолжен. И, по словам организаторов, есть надежда, что он будет востребован и даст свой плод – в диалоге, в совместном поиске новых решений, в собирании дружеского круга людей, которым важны вопросы воспитания, образования взросления детей.

Детский центр духовного развития
ВКонтакте
Facebook

Телефон для записи на встречи в Екатеринбурге: +7(967)6397829

Свято-Екатерининское православное братство
загрузить еще