Софья Андросенко
Софья Андросенко

Вот кто по-настоящему любит родину

Пришла с открытого показа фильма Дарьи Виолиной и Сергея Павловского "Дольше жизни" в кинотеатре "Иллюзион" (впервые в жизни там побывала). Это документальная лента, которая родилась из общения с детьми узниц АЛЖИРа - Акмолинского лагеря жен изменников родины, в числе которых была бабушка режиссера.

Авторы фильма в один голос говорили, что главным для них стало не создание кино, а сама встреча с этими людьми. В какой-то момент после многочасовых разговоров они поняли, что просто не могут оставить это общение под спудом и захотели поделиться им с кем-то еще.

В АЛЖИР отправляли жен "врагов народа", не пожелавших отречься от своих мужей. Их детей по достижении трехлетнего возраста забирали из лагеря и вывозили в детские дома, где должны были воспитать благодарными товарищу Сталину за свое счастливое детство. Одна из героинь фильма - дочь репрессированного белорусского поэта Майя рассказывает эпизод, как на выезде из зоны грузовик, набитый достигшими детдомовского возраста детьми, под материнский вопль остановился, чтобы каждая мать могла что-то сказать и дать своему ребенку на прощание (Майе достался зайчик и какой-то солдатик).

Среди героев фильма - Чингиз Айтматов, Тамара Петкевич, Азарий Плисецкий и другие удивительные люди. Дарья Виолина говорит, что судьба любого из ее героев, да и вообще судьба отдельного человека в XX веке - вполне себе учебник истории, дающий гораздо больше любых цифр и общих слов.

Огромное достоинство фильма в том, что он появился не в результате попытки дать "объективную" историческую картину или воплотить режиссерский сценарий. Показан не репрезентативный "срез" и не герои, подобранные под какую-то идею. Сама жизнь, из которой рождался фильм, привела в кадр удивительное, исключительное меньшинство - тех, кто не принял отречение от расстрелянных отцов и посаженных матерей, предложенное им в качестве условия "нормальной" жизни. Тех, кто вслед за Иваном Карамазовым вернул билет в "слишком дорого оцененную гармонию".

Ближе к концу фильма Майя признается, что когда ее спрашивают о сострадании, она говорит, что сострадает людям, оставившим в наследство нашей земле бесконечные безымянные могилы. Это она, в три года разлученная со своей матерью дочь "врага народа", сострадает тем, кто этих "врагов" пытал и расстреливал.

Дарья Виолина сказала парадоксальную вещь - что эти-то люди (которые без чувства злобы и мести смотрят на тех, кто расстреливал их отцов) и есть те, кто по-настоящему любят свою родину. Где-то у них и надо учиться и жизни, и надежде, и любви, и верности. У них - не только в перенесенных ими страданиях, а где-то еще глубже - и надо искать ответ на вопрос, как исправить все, что с нами произошло.

Очень советую всем, кто не видел этот фильм, обязательно его посмотреть.

афиша фильма

Другие записи автора:

О русской душе

О чём написал Лев

Святые дни – лучшее время, чтобы поддержать святое дело

Про русское

Евангельский купец и «Майбах»

Год назад мы "подружились" с Алексеем Жуковым

В поисках обновления люди меняют профессию, машину, место жительства...

Самое ценное в жизни

Вера - исключительный и чрезвычайный вопрос человеческой свободы

Жертва Христа