Софья Андросенко
Софья Андросенко

Вера - исключительный и чрезвычайный вопрос человеческой свободы

Сегодня на литургии читали знаменитые слова апостола Павла о том, что человеческая жизнь получает оправдание, смысл только через веру, а не делами закона (Гал 2:16-20).

Общаясь с людьми, я все больше убеждаюсь, что веру не наследуют в семье или среде. Она не родового и не социологического происхождения.

Мне повезло с родителями, которым, сколько я себя помню, было интересно общаться со своими детьми. Много позже я узнала, что это вовсе не всегда так бывает. Мне повезло с мамой, которая происходит из семьи, где дети были избалованы любовью и ничего не запрещалось. Но, может быть, еще больше мне повезло с папой, семья которого поставила передо мной вопросы, на которые у меня не было ответов, кроме растерянности и щемящей боли, происходящей от любви и собственного бессилия. Мне трудно сказать, в какой части моей нерелигиозной семьи у меня было больше шансов встретить Бога.

Наверное, для чего-то человеку важно иметь опыт бесконечной всепокрывающей любви. Это может дать его жизни особого рода щедрость и избыток. Но я не знаю, откуда в самом человеке берется, в какой момент открывается способность не только принимать такую любовь или желать ее, но и давать. Одно не вытекает из другого.

Притча о блудном сыне, промотавшем наследство, но оказавшемся более наследником благородства и щедрости отца, чем его старший праведный брат (Лк 15:11-32). Эпизод с богатым юношей, который сохранил праведность и высокий духовный запрос, но в решающий момент своей жизни не пошел за Христом (Лк 18:18-23). Грешная женщина, которая плакала у ног Иисуса от бессилия, безысходности и стыда, но оказалась более причастной Его силе, чем праведные собеседники из приличного общества (Лк 7:36-50). Жители города, попросившие Иисуса удалиться из их краев, оценив стадо поросят выше возвращения бесноватого человека к жизни (Лк 8:26-39). Бедная вдова, которая отдала Богу все, что у нее было - и оказалась богаче дававших много (Мк 12:41-44). Полное парадоксов Евангелие показывает, как жизнь человека получает оправдание и смысл через веру и доверие, а не через праведность и пользу.

Сравнивая опыт своих друзей и знакомых и вглядываясь в себя, я прихожу к выводу, что вера - это исключительный и чрезвычайный вопрос человеческой свободы. Ее обретаешь в самых неожиданных местах, порою там, где никто не пытается тебе ее передать. И может быть, зло и грех, изломы и неразрешимые конфликты, с которыми приходится сталкиваться в жизни, в семье, в других людях и в самом себе, больше дают вере, чем самое лучшее воспитание и чистейшая духовная экология. Духовную экологию и воспитание можно применить в жизни и даже стать неплохим человеком. Но не пережив боли и растерянности от сломанности себя, мира и тех, кого любишь, никогда не узнаешь, как чувствует себя в этом мире Бог.

Другие записи автора:

О русской душе

О чём написал Лев

Святые дни – лучшее время, чтобы поддержать святое дело

Про русское

Евангельский купец и «Майбах»

Год назад мы "подружились" с Алексеем Жуковым

В поисках обновления люди меняют профессию, машину, место жительства...

Самое ценное в жизни

Вот кто по-настоящему любит родину

Жертва Христа