«Знать прошлое, чтобы не повторилось в будущем…»

30 октября 2013
Репортаж: как хранят память о жертвах советских репрессий в Киргизии и Узбекистане

Осенью 2013 года братья и сестры Свято-Георгиевского малого православного братства (Преображенское содружество малых православных братств) посетили Узбекистан и Киргизию. Основной целью нашей поездки было знакомство с церковной жизнью Среднеазиатской митрополии и сбор свидетельств об исповедниках и новомучениках, живших в этих местах в ХХ веке. Конечно, мы не могли обойти и тему сохранения исторической памяти о жертвах советских репрессий. Узнав заранее, где находятся мемориальные комплексы, посвященные памяти жертв советских репрессий, мы при первой же возможности направились туда.

В каждой стране свои традиции: День памяти жертв политических репрессий в Кыргызстане отмечается 8 ноября, а в Узбекистане День памяти жертв репрессий приходится на 31 августа.

 

Киргизия

Чтобы добраться до мемориального комплекса «Ата-Бейит» («Кладбище отцов»), надо проехать от Бишкека всего двадцать километров в сторону предгорий Тянь-Шаня до местечка Таш-Дебе. Невозможно оторвать взгляд от пейзажа, открывающегося с горного склона. И как трудно представить, что здесь люди могли убивать друг друга! Но именно здесь находится место захоронения жертв политических репрессий – «врагов народа», расстрелянных без суда и следствия в 1937-38 годах. Многие десятилетия об этой страшной  тайне не знал никто. Но один из жителей села, работавший в то время в охране и сопровождавший в 1937 году машины со страшным грузом, перед смертью рассказал своей дочери о том, что происходило на этом месте, завещав ей обнародовать это, как только изменится политическая ситуация в стране. И вот после распада советского государства это стало возможным. Была проведена пробная раскопка, началась идентификация обнаруженных костей. Позже, в 2000 году на месте захоронения расстрелянных людей был создан мемориальный комплекс «Ата-Бейит». Сегодня в местном музее хранятся личные вещи и архивные материалы о репрессированных.

Экскурсовод показывает нам стенды, рассказывая о людях, ставших жертвами советского тоталитарного режима. На сегодняшний день обнаружено одно захоронение, но по пока неподтвержденным сведениям  в этом районе захоронено до пяти тысяч человек. Всего, согласно архивным данным, в 1930-е годы в Кыргызстане было репрессировано и расстреляно около двадцати тысяч человек.

Сама экскурсовод работает здесь пять лет. Она родом из ближайшего села Таш-Дебе. Ее родители были коммунистами и многое, конечно, ей не рассказывали. По образованию она филолог, но со временем ее стала интересовать тема репрессий и таким образом она стала сотрудником музея. Она рассказывала, что киргизский народ в начале ХХ века в своем большинстве был неграмотный, вел фактически кочевую жизнь, не понимал многого из того, что происходило вокруг и на сторону какой власти вставать. С установлением советской власти стало развиваться образование, промышленность. Просвещением, повышением уровня жизни, культурного и промышленного вместе с русскими занимались лучшие представители киргизского народа. Именно на них и обрушились первые репрессии.

В обнаруженном захоронении погребено сто тридцать восемь человек. Среди них люди девятнадцати национальностей. В братской могиле лежат сорок пять киргизов, двенадцать русских, одиннадцать немцев, а также евреи, чехи, поляки… Здесь захоронены и основатели киргизского советского государства, цвет первой киргизской интеллигенции, и простые люди. Ученый, историк, профессор, создатель грамматики киргизского языка Касым Тынынстанов был расстрелян первым. Как сказала наш экскурсовод, «всех грамотных расстреливали в первую очередь». В братской могиле покоятся министры культуры, юстиции, образования, здравоохранения – все те, кто заботился о просвещении киргизского народа. Также председатель Совета народных комиссаров Киргизской АССР Юсуп Абдрахманов, второй секретарь Центрального комитета Компартии Киргизии Торекул Айтматов (отец будущего писателя Чингиза Айтматова) и многие другие. Обвиненные, как и большинство убитых во время репрессий, в «контрреволюционной деятельности» или заклейменные как «враги народа», они были расстреляны в течение трех дней – с 5 по 8 ноября 1938 года. Невольно вспоминаются другие места захоронений, в которых мы бывали раньше  — Катынь, Коммунарка, где «певцы революции» и не имеющие отношения к политике люди разделили одну участь и оказались погребены в одной могиле.

Создатели музея «Ата-Бейит» – директор Исторического музея Академии Наук Киргизии Анаркуль Ыбыкаевна Исираилева и заместитель директора Ольга Михайловна Ильинская. О.М. Ильинская рассказала нам, как по крупицам собираются материалы, ведется исследовательская работа. То, что известно на сегодняшний день – это только верхушка айсберга, репрессированных  людей было очень много. Сегодня такая работа становится важной еще и потому, что люди стали интересоваться своим прошлым, обращаться за сведениями о родственниках, им необходима помощь. Слава Богу, что сегодня есть такая возможность, что архивы открываются, и можно получить документы, в том числе и бывшие под грифом «совершенно секретно».

К слову, здание Исторического музея находится  в Бишкеке на площади Ала-Тоо, в центре которой расположен памятник Манасу Великодушному – герою киргизского национального эпоса. Памятник был создан в 1990-х годах на месте снесенного здания НКВД, в котором в годы репрессий проходили расстрелы и откуда трупы убитых тайно вывозили ночью.

Узбекистан

В 2001 году в Ташкенте был создан один из первых в СНГ музеев памяти жертв репрессий в мемориальном комплексе «Шохидлар хотираси» («Памяти жертв репрессий»). Первое здание музея было открыто 31 августа 2002 года. В этот день в Узбекистане впервые был отмечен учрежденный День поминовения жертв репрессий. Основная задача мемориального комплекса – увековечение памяти жертв репрессий, проведение духовно-просветительских мероприятий на эту тему.

Основная тема экспозиции музея – геноцид узбекского народа со стороны советского государства. Репрессии в Узбекистане, как и повсюду, начались в 1920-х годах. Около сорока тысяч человек было раскулачено, почти тридцать две тысячи из них – репрессированы. Политика репрессий, как и повсюду, была направлена и на «чистку» партийных и советских органов от «вредных элементов», чему способствовали громкие показательные процессы. Репрессии осуществлялись и в форме депортаций по этническому принципу. Однако основной удар репрессий в Узбекистане пришелся на национальную интеллигенцию. Только за 1936-1940 годы в тюрьмы были заключены 5758 человек из числа узбекских писателей, журналистов и общественных деятелей. Более 4800 из них были расстреляны. Всего в 1937-1953 гг. в Узбекистане было репрессировано почти сто тысяч человек, из них тринадцать тысяч расстреляно. К сожалению, в музее незаслуженно мало внимания уделено другой трагической странице истории репрессий в Узбекистане — гонениям на верующих. В те годы в республике были ликвидированы тысячи мечетей, казнены и сосланы многие представители мусульманского, православного и католического духовенства.

В настоящее время мемориальный комплекс «Шохидлар хотираси» объединяет три расстрельных места. Именно здесь были тайно уничтожены представители лучшей части узбекской интеллигенции – поэты, ученые, литераторы, актеры, инженеры. Среди жертв, расстрелянных здесь, писатель Абдулла Кадыри – основатель узбекской национальной школы романистики, ученый и драматург Фитрат, основатель новой узбекской поэзии Чулпон и многие другие… В память о расстрелянных здесь людях, а также о сотнях тех, чей прах остался в далеких краях, в центре комплекса воздвигнута ротонда высотой двадцать семь метров. Надпись на ее куполе гласит: «Память о тех, кто погиб за свободу Отечества, будет жить вечно».

На сегодняшний день в Ташкенте есть шестнадцать мест, являющихся свидетелями репрессий. Это места массовых расстрелов, кладбища, а также храмы, дома и учреждения, где творились беззаконные аресты и расстрелы. Один из создателей проекта по открытию и увековечению этих мест – доктор исторических наук Бахтиер Вахапович Хасанов рассказал нам, что сегодня группой журналистов и ученых ведется работа по восстановлению исторической памяти.

Но не будем забывать и о том, что в Средней Азии пострадало не только коренное население. Жертвами тоталитарного режима стали представители и других национальностей: уже в 1920-х годах в Узбекистане существовали концентрационные лагеря, куда ссылали заключенных из Российской и других республик, в том числе и православное духовенство. Известны также имена многих подвижников веры, как духовенства, так и мирян, исповедовавших свою веру и отбывавших в Средней Азии ссылку или скрывавшихся здесь от властей.

Несомненно, отношение к репрессиям советского периода в странах бывшего СНГ имеет свои особенности. Важно понимать, что от советского тоталитарного режима пострадали все народы и эти репрессии не были геноцидом одной национальности против другой, но геноцидом преступной власти против своего народа, истории, традиций и культуры. Очень хотелось бы, чтобы сегодня тема репрессий советского периода не разъединяла людей разных национальностей и не служила росту национальной розни, ведь только преодоление этих разделений может помочь и преодолению антропологической катастрофы и восстановлению человеческого достоинства. «Знать прошлое, чтобы не повторилось в будущем…» – эти слова сотрудников Института истории очень близки нам, и такое понимание вселяет надежду, что осознание истории столь недалекого от нас времени послужит созиданию времени сегодняшнего.

Мемориальный комплекс «Ата-Бейит», надпись на арке гласит: «Можно попытаться сломать правду, но убить ее нельзя».
Мемориальный комплекс «Ата-Бейит», надпись на арке гласит: «Можно попытаться сломать правду, но убить ее нельзя».
Бишкек. Площадь Ала-Тоо, памятник Манасу Великодушному
Бишкек. Площадь Ала-Тоо, памятник Манасу Великодушному
Ташкент. У музея репрессий
Ташкент. У музея репрессий
Мемориальный комплекс «Шохидлар хотираси»
Мемориальный комплекс «Шохидлар хотираси»
 
Ольга Борисова
Фото Алексея Ясонова и Лилии Клейменовой
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще