22 июня, в день 71-й годовщины начала Великой Отечественной войны в Томске, в Мемориальном музее «Следственная тюрьма НКВД» состоялся круглый стол «Великая Отечественная война – триумф или жертва?»
Участники встречи собрались для того, чтобы понять, как отразилась эта трагедия на жизни российского народа. Чем для наших современников является эта война – поводом для гордости или темой для переосмысления общепринятой системы ценностей?
«В первую очередь, мы должны прийти к адекватной оценке событий Великой Отечественной войны, – с такого предложения начал встречу Олег Глаголев, председатель Свято-Екатерининского малого православного братства, ведущий круглого стола. – О ратных подвигах и славе нашего народа сказано очень много. Если же речь заходит о зле, которое несет война, то чаще говорится о том, что зло исходит исключительно от врага. На протяжении второй половины ХХ века история этой войны обрастала мифами о высоком моральном облике Советской армии и мудрости ее руководства. Другую картину рисуют нам свидетельства непосредственных участников тех событий – простых солдат. Так автор недавно вышедшей книги «Воспоминания о войне» – Николай Никулин, солдат и историк, оценивает войну не иначе как «подлость, подлость и подлость»: «Война – самое грязное и отвратительное явление человеческой деятельности, поднимающее все низменное из глубины нашего подсознания. На войне за убийство человека мы получаем награду, а не наказание. Мы можем и должны безнаказанно разрушать ценности, создаваемые человечеством столетиями, жечь, резать, взрывать. Война превращает человека в злобное животное и убивает, убивает... Самое страшное, что люди не могут жить без войны. Закончив одну, они тотчас же принимаются готовить следующую».
О том, что война – это жестокость, ненависть и боль говорили многие писатели, художники, публицисты конца XIX – начала XX вв. Анри Барбюс в романе «Огонь», Лев Толстой в «Войне и мире», Василий Верещагин в картине «Апофеоз войны», Эрих-Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй... Но в наше время тема героизма опять вытесняет «смертельную» правду войны.
Александр Мещеряков, преподаватель Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования вспомнил слова Альберта Эйнштейна о том, что «легче расщепить атом, чем преодолеть человеческие предрассудки». Официальная трактовка итогов войны так твердо закрепилась в нашем сознании, что мы часто оказываемся неготовыми принять и осмыслить всю правду о войне. Но узнавать ее необходимо, чтобы, неожиданно обрушившись, эта правда не придавила человека.
Вопрос Максима Широченко, студента философского факультета Томского государственного университета, о том, кто конкретно должен нести ответственность за память о войне вызвал дискуссию. Отвечая на него, Василий Ханевич, заведующий Мемориальным музеем, сопредседатель Томского общества «Мемориал» и соведущий встречи предположил, что передавать память мы можем, только руководствуясь собственной инициативой, а не указом «свыше»: «Если каждый из нас почувствует личную ответственность, у нас родится солидарность, которая, в свою очередь, приведет к рождению настоящего гражданского общества». Василий Антонович подчеркнул, что каждый из нас может начать действовать, хотя бы с того, что запишет свидетельства участников тех событий. Нужно помнить, что большая часть истории уже утеряна. Тем драгоценнее та правда, которую мы должны зафиксировать и передать следующему поколению.
Мария Шапран, преподаватель русского языка и литературы, добавила, что память о тех событиях не должна стать достоянием узкого круга людей.
Тамара Мещерякова, кандидат философских наук, член Свято-Екатерининского братства (Томск), отметила, что в нашей стране война породила свое «потерянное поколение». Не все истории красивы и венчаются победой. Многие участники войны спивались или заканчивали жизнь самоубийством. Люди оказывались в тупике, не представляя, как жить дальше с теми знаниями, которыми наделила их война. Чаще память о тех событиях приходит не от отцов и дедов, а со стороны. Эти знания нужно усваивать как противоядие от зла.
Подводя итоги круглого стола, Олег Глаголев говорил о том, что плод памяти о войне – это преодоление войны и вражды в своем сердце.
Продолжив эту мысль, Павел Бронников, член Свято-Екатерининского малого православного братства, вспомнил слова одного священника, который призывал 9-го мая праздновать не День Победы, а день окончания войны. Человеку свойственно видеть в других агрессора, а в себе – жертву. Только смиренное отношение к конфликту позволяет прекратить войну внутри себя, хотя бы на уровне кухонных скандалов. Гасить зло в себе – это та работа, на которую должны быть направлены усилия каждого из нас.
Круглый стол завершился поминальной молитвой по всем погибшим в годы Великой Отечественной войны и невинно убиенным за годы советского режима.