22 ноября 2009 г. в Свято-Филаретовском православно-христианском институте состоялось очередное заседание постоянно действующего семинара «Что значит осудить преступления советского режима?». На этот раз участники семинара, представители малых православных братств из Москвы, Петербурга, Твери, Екатеринбурга, попытались составить портрет «советского человека». Преподаватель Тверского ГУ И.М. Корпусов предложил обратиться к результатам социологических исследований, которые уже в течение 20 лет проводятся центром Ю. Левады.
Поскольку «антропологический феномен» советского человека, причины его возникновения и способы воспроизводства подробно описаны в исследовании социолога Льва Гудкова (в основу которого легли результаты ряда опросов по программе «Советский человек», проведенных Левада-Центром летом 2008 года), именно эта статья и стала предметом обсуждения участников семинара.
Особый интерес у собравшихся вызвали 9 характерных черт «советского человека», выявленных социологами:
1. массовидный, усредненный, сориентированный на норму «быть как все», а потому подозрительный ко всему новому и своеобразному;
2. приспособленный, пассивно адаптированный к существующему социальному порядку, безропотно принимающий произвол «государства»;
3. «простой», ограниченный (в интеллектуальном, этическом и символическом плане), но выдвигающий свою примитивность и бедность как «достоинство», как превосходство над «другими»;
4. иерархический человек, четко осознающий, что не только экономические и социальные блага, но и человеческие права, внутреннее достоинство, уважение, «честь», признание человеческой ценности, понимание допустимого, этические нормы, интеллектуальные качества и способности, распределяются в соответствии с социальным статусом и положением в структурах власти;
5. хронически недовольный человек, прежде всего тем, что предоставляется ему в качестве всем «положенного», а потому разочарованный, завистливый;
6. считающий себя вправе обманывать всех, с кем он имеет дело: как начальство, власть, так и своих близких; это лукавый человек, демонстрирующий лояльность властям и своему окружению, но по-настоящему заботящийся лишь о своем выживании или об очень узко понимаемых прагматических интересах;
7. неуверенный в себе человек, поскольку он никогда не может полагаться на правовую и социальную защищенность;
8. его разочарованность и чувство неполноценности компенсируется сознанием своей (массовой, коллективной) исключительности, превосходства (причастности к чему-то «особенному», «сверхзначимому», «надындивидуальному» — великим державе, империи, народу);
9. двунаправленно коррумпированный: подкупается не только власть в лице разного рода чиновников и надзирателей, но само население — через различные подачки, привилегии, послабления, поощрения, посулы и разнообразные символические знаки избранности.
Не удовлетворившись исключительно социологическими наблюдениями, участники семинара продолжили обсуждение антропологического феномена «советского человека» как феномена духовного. Несколько раз прозвучала мысль об опыте «тотального страха», пережитого нашим народом, передающегося почти на генетическом уровне от поколения к поколению и изменившего что-то в самом существе человека. Ученый секретарь СФИ Л.Ю.Мусина отметила, что для советского человека характерна ориентация на выживание, а значит, согласие на низкое качество жизни не только в смысле материальных благ, но прежде всего в смысле согласия на низкое качество целей и ценностей собственной жизни. И.М.Корпусов поставил вопрос об исключительности доставшегося нам опыта зла, который превратил нас в людей развращенных и нецелостных.
Как всегда, семинар закончился многоточием и пожеланием продолжить разговор об этих жизненно важных для нашей страны и каждого из нас вопросах.