Семинар о религиозном самиздате в «Мемориале» посвятили памяти отца Александра Меня

15 сентября 2015
Семинар религиозном самиздате в СССР в 1930-е – 1980-е годы состоялся 11 сентября в обществе «Мемориал». Заседание, которое прошло в рамках постоянно действующего семинара «От цензуры и самиздата к свободе печати», было посвящено памяти о. Александра Меня, убитого 25 лет назад.

Имя о. Александра вспоминается одним из первых, когда речь заходит о религиозном сам- или тамиздате, отметил ведущий семинара Борис Беленкин. И действительно, первым экспонатом в самиздатовской коллекции «Мемориала», которую продемонстрировал Алексей Макаров, была книга о. Александра Меня «Таинство, слово и образ», отпечатанная на пишущей машинке. Вслед за ней был показан небольшой рулончик фотопленки – в таких фотокопиях широко распространялся «Сын человеческий» о. Александра – книга, известная теперь во многих странах мира. А. Макаров показал также другие уникальные свидетельства: рукописный молитвослов на литовском языке, переписанный в лагере для Аллы Андреевой, жены Даниила Андреева; молитвослов, написанный монахинями катакомбной Церкви на ткани, чтобы прятать его под одеждой; письма из лагеря Папе Римскому от греко-католического священника В. Романюка; журнал Огородникова и Пореша «Община»; тайные машинописные материалы вайшнавов; синодик священнослужителей, репрессированных в годы советской власти; подпольные протестантские издания. В отношении последних было отмечено, что некоторым протестантским сообществам удалось даже создать тайные издательства и подпольное книгопечатание.

Историк Алексей Беглов выступил с сообщением о самиздатских текстах, распространявшихся в кругу тайных монашеских общин московского Высоко-Петровского монастыря в 20-е-50-е гг. ХХ века. Среди них как были как богослужебные тексты (например, очень маленький, в пол-ладони, рукописный молитвослов или последование монашеского пострига, которое каждый постригаемый должен был переписать от руки), так и фрагменты аскетической литературы, необходимые для духовной жизни тайных монахов, а также для обучения в тайной же духовной академии, которая действовала в Петровском монастыре до его закрытия в 1934 г. Особое внимание А. Беглов обратил на корпус новых текстов, возникших в Петровских общинах, - это рукописные проповеди духовников, записанные проповеди епископа Варфоломея (Ремова), жизнеописания старцев, а также бережно сохраняемые клочки бумаги – фиксация ответов духовников на ежедневное письменное откровение помыслов, которое практиковалось в тайных петровских общинах.

Филолог Александр Кравецкий начал не с самиздата, а с последних напечатанных литургических текстов, которые успели выйти в 1918 году: это первые тропари, посвященные старстотерпцам-жертвам большевистских гонений. В этих текстах, а также в «Акафисте Державной иконе Божьей Матери», революция октября 1917 г. характеризуется как «дни срама нашего и позора, поругания святынь от людей безумных». Вскоре такие издания были уже невозможны, как, впрочем, и другие церковные. На смену им пришел самиздат. После учреждения в 1943 г. Московской Патриархии издательская деятельность Церкви возобновляется, и здесь А. Кравецкий фиксирует, в некоторых случаях, «параллельную жизнь текста в самиздате и в церковном издательстве». Так, например, произошло со «Службой всем святым, в земле российской просиявшим»: она была напечатана в Издательстве МП в то время, когда ее автор, епископ Афанасий (Сахаров), находился в лагере. После 21 года заключения, уже на воле, он не раз редактировал этот текст, и разные редакции расходились в рукописных и машинописных копиях, которые значительно позже, в год тысячелетия Крещения Руси, были использованы в напечатанной церковным издательством книжке. Подобная история произошла и с изданием новой версии служебных миней в 1970-1980-е гг.: Издательство МП решило дополнить канонический текст рукописными материалами и рассылало по храмам запросы с просьбой прислать тот самиздат, который сохранился на местах. Более того, А. Кравецкий предполагает, что круг читателей новых миней и круг читателей рукописных сборников в 1980-ее г.—это были «параллельные социумы», они не пересекались.

Историк и религиовед Петр Чистяков рассмотрел лишь один, но очень красноречивый сюжет: из коллекции церковных предметов, принадлежащих, вероятно, священнику Григорию Петрову (храм свв. Флора и Лавра в Кашире, который не закрывался в советские годы), в руки исследователю попал самиздатовский «Акафист Гробу Господню и Воскресению» (1958 г.). В связи с этим были изучены документы местного уполномоченного по делам религий, который писал о явном недовольстве молодыми священниками 50-х гг., которые чаще служат, проповедуют, приходы у них растут, приходит больше молодежи. Конечно, власть предпочитала старых священников, у которых приходы «затухали» сами. Возможно, о. Григорий Петров имеет отношение и к созданию данного Акафиста, предположил П. Чистяков.

Историк Надежда Белякова изучает тайно распространявшуюся переписку в 70-80- е гг., связанную с расколом в баптистском сообществе: от зарегистрированного Всесоюзного союза евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) отделилась альтернативная структура – Совет церквей ЕХБ. Полемическая переписка представителей двух лагерей дает представление о диалоге по вопросам отношения к миру и к власти. Эти 16 писем, размноженных на печатной машинке, имели значение для всего баптистского сообщества, поскольку разделение не миновало каждого крупного города СССР, отметила Н. Белякова. Она коснулась также таких самиздатских баптистских материалов, как «Бюллетень Совета родственников узников» и особого жанра – апологетических текстов с описанием судебных процессов над баптистами: в них не найти стенографической точности, но присутствует множество библейских аллюзий и поучительных сравнений, предлагающих «модель поведения борцов с системой».

В 1970-е годы в СССР возникло еще одно явление, которое ждет своих исследователей, – это массовый исход культурного андеграунда и хиппи (часто пересекавшихся сообществ) в религию. Ирина Гордеева – она из немногих, кто занимается этой темой. Она представила доклад «Религиозный самиздат контркультуры». В этом корпусе текстов – не только Библия и Евангелие, переписанные хиппи, желавшими «добраться до ядра истины», но и сборник «Альтернатива», который вышел всего в 3-х экземплярах, но оказал существенное влияние на тех, кто укоренился в христианстве; тексты «дзэн-баптиста» Владимира Теплышева, широко известные «Системе»; самиздатский альманах «Ясная поляна» – «независимое религиозно-общественное издание» толстовца Георгия Метина. И. Гордина привела также историю, которая кажется совсем экзотической: один из членов «оккультного подполья» в 70-80-е гг. через сотрудника Эстонского КГБ доставал тексты Корана, размножал их и продавал тем, кто искал себя в исламе.

Семинар завершился сообщением Семена Чарного «Еврейский религиозный самиздат».

Юлия Зайцева
www.blagovest-info.ru
загрузить еще