Когда в городе Шуя (Ивановская область) в 2007 году перед Воскресенским собором поставили памятник священникам и мирянам, пострадавшим за веру, горожане остались в недоумении. Выяснилось, что мало кто из шуян толком знает о том, каким именно событиям он посвящен и какое они имеют значение в истории города, в их собственной истории.
Об этом рассказал Андрей Князев, журналист из Шуи и режиссер фильма «Шуйское дело», который по приглашению братства Во имя новомучеников и исповедников российских (Преображенское содружество малых православных братств) показал свой фильм в музее ГУЛАГа в Москве, в день памяти жертв политических репрессий 30 октября.
В 2007 году Андрей работал журналистом на местном шуйском телевидении и получил заказ от властей снять фильм, объясняющий, зачем в городе появился новый памятник. По словам Андрея, сначала он отнесся к заданию как газетчик, но потом ему «захотелось поделиться с остальными всем, что удалось собрать».
Первое, что обнаружил режиссер будущего фильма – было секретное письмо В.И. Ленина членам Политбюро ЦК РКП(б), написанное в ответ на «мятеж» в Шуе, произошедший 15 марта 1922 года.
Как известно, в 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья, советская власть начала свою вторую кампанию против церкви – изъятие церковных ценностей (первая заключалась в кощунственном вскрытии большевиками мощей святых). 15 марта 1922 года комиссия по сбору церковных ценностей в сопровождении отряда милиции прибыла в Шую, чтобы «обчистить» Воскресенский собор. В первую очередь их привлекал праздничный жемчужный оклад иконы Смоленской Божьей Матери. Местные жители собрались на площади перед храмом, чтобы защитить свою святыню, и большевики открыли пулеметный огонь по толпе. В результате четыре человека погибли, а десять были ранены (данные о количестве пострадавших расходятся).
Ленин в совсем письме назвал сопротивление горожан типичным для лексикона большевиков словосочетанием «черносотенный мятеж»: «С самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления, ...дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий ... Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».
Так, события в маленьком провинциальном городке послужили прецедентом для запуска карательной машины по уничтожению Русской церкви. Это поистине зверское письмо Ленина послужило своеобразным ордером на арест Синода и на начало кампании по изъятию церковных ценностей по всей стране. Кроме того, спустя два месяца после событий, 10 мая были расстреляны настоятель Воскресенского собора священник Павел Светозаров, которого в трагический день вообще не было в храме, а вместе с ним священники Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков.
В дело включились историки-краеведы, военные помогали организовать съемки для исторической реконструкции событий, горожане с удовольствием участвовали в массовках, находились люди, которые могли кое-что вспомнить о том времени. «Люди участвовали в нашем фильме не за гонорар», – отметил режиссер Андрей Князев.
Одним словом, съемки «Шуйского дела» превратились в общее дело, что говорит о том, что шуяне поняли, что хоть памятник и был, что называется «поставлен сверху», без их ведома, но он символизирует их собственную историю, которую они должны знать, чтобы, в конце концов, оставаться людьми. Чтобы разобраться в том, что на самом деле произошло 15 марта 1922 года, создатели фильма обратились к архиву. Им удалось получить допуск к документам, которые до сих пор хранятся под грифом «совершенно секретно», поэтому в фильме появились те подробности, о которых ранее умалчивала официальная церковная история.
Андрей Князев нецерковный человек, но он однозначно называет кампанию по изъятию церковных ценностей воровством и дает действиям советской власти такую оценку: «Я не могу принять методы, которые переступают через человека». И памятник, и фильм – это только начало восстановления исторической памяти, стертой из памяти шуян за годы советской власти.
Архивные документы еще не открыты для общего доступа, а главное еще очень мало известно об участниках событий. Убитых 15 марта и расстрелянных 10 мая Русская церковь признала новомучениками, но мы практически ничего не знаем о жизни этих людей. Почему в Шуе в 20-е годы был духовный подъем, который вывел горожан на площадь защищать храм? Какова была церковная деятельность священника Павла Светозарова, между прочим, выпускника очень сильной на то время по преподавательскому составу Киевской духовной академии? Пока на эти вопросы нет ответов. Необходимо узнать, как эти люди верили и жили в соответствии со своей верой, чтобы, поклоняясь святым, мы не превращали это в очередной культ.
В начале апреля 2012 года Культурно-просветительский фонд «Преображение» планирует проведение выставки, посвященной 90-летию событий в Шуе. По словам Светланы Чукавиной, руководителя будущего выставочного проекта, сейчас уже не достаточно давать оценку истории, нужно разбираться в духовной основе событий в Шуе.