Вопрос: Бурную полемику в церковной среде вызвала книга о. Георгия Митрофанова "Трагедия России. "Запретные" темы истории ХХ века". Что Вы могли бы сказать об этой книге?
Свящ. Георгий Кочетков: У меня не было времени очень внимательно прочитать эту книгу, я её просмотрел, можно так сказать, по диагонали. Автор – весьма достойный человек и, по-моему, книжка достойная, несмотря на некоторые специфические черты. Ну, в конце концов, каждый человек имеет право на свои собственные взгляды и по поводу Белого движения, и по отношению к армии Власова. Все это в сфере нормального плюрализма, который сейчас неизбежен и в нашем обществе, и в нашей Церкви. То, что его многие критикуют за эту книжку, мне кажется некоторой крайностью. Этого не следует делать даже тем людям, кто придерживается других взглядов.
Вопрос: Что Вы могли бы сказать о самой концепции оценки Власовской армии, что это было не столько сотрудничество с фашистами, сколько попытка борьбы с советским режимом?
Свящ. Георгий Кочетков: Ну, конечно же, это была, в первую очередь, попытка борьбы с большевицким строем. Просто тогда альтернативы не было. То же самое случилось в Прибалтике и в Псковской миссии, и на других оккупированных территориях, когда люди делали что-то для России, для народа, для Церкви всерьёз, они были вынуждены вступать в какие-то отношения с оккупационной властью. К этому не надо относиться тотально, по-советски, сугубо идеологически. Они не были такими сотрудниками, которые предавали людей,расстреливали, пытали, так или иначе были какими-то коллаборационистами в одиозном смысле слова. То, что их преследовали при советской власти – понятно. Эта власть не могла их не преследовать. Это было в её природе. Мне кажется, что реабилитация членов Псковской миссии говорит сама за себя.
Вопрос: 1 сентября отмечалась 70-я годовщина начала Второй мировой войны. Сейчас существуют разные точки зрения на роль или даже вину СССР, заключившего пакт о ненападении с Германией и тем самым развязавшего руки Гитлеру для броска против Запада. С другой стороны, такие взгляды пытаются объявить "ревизией истории".
Свящ. Георгий Кочетков: Мне кажется, что можно лишь только поддержать высказывания Путина в польской "Газета выборча", где он отказывается от поддержки этого пакта. С одной стороны, он традиционно не приемлет точки зрения, что этот пакт стал спусковым крючком,развязавшим руки немцам. А с другой стороны, он относится к этому как-то более взвешено и уже не по-советски. Мне показалось это хорошим знаком. Другое дело, что надо опасаться иной крайности. Я не политик, и не могу знать все детали вопроса, но по моему ощущению всегда начало таких крупных событий, как мировая война, не может быть привязано к какому-то одному частному явлению. Понятно, что пакт сыграл свою роль в поддержке немецкой агрессии. Но то же Мюнхенское соглашение тоже сыграло свою роль. Это действительно цепь событий и ошибок. И западных держав, и советской политики.
Нельзя оторвать историю нацизма или итальянского фашизма от идеологического влияния советского режима, сознательного и несознательного. Невозможно эти вещи разорвать. Неслучайно есть люди, которые считают, что вся немецко-фашистская система была в каком-то смысле плодом советского режима, антирусского и, в то же время, в принципе антигуманного. И уж конечно антицерковного – об этом говорить нечего. Можно только приветствовать наше высшее руководство, что оно делает примирительные и взвешенные шаги для снятия напряженности с такими странами как Польша. Для нашего государства это очень важно. Нельзя быть в таком кольце открытых врагов, когда Прибалтика, Польша, Грузия, отчасти Украина выступают с откровенно антироссийских позиций.
Вопрос: Но, тем не менее, существует мнение, что трудно сравнивать мюнхенское соглашение с пактом Молотова-Риббентроппа. Все-таки Запад, допустив расчленение Чехословакии, не принимал в этом военного участия, а советские войска, одновременно с фашистскими, просто участвовали в уничтожении Польши.
Свящ. Георгий Кочетков: Конечно, западные войска не участвовали в этом так, как немецкие войска. Но то, что произошло после 1917 года – это трагедия ХХ века. Эти никуда негодные границы, которые не могли оставаться такими. Все хотели воспользоваться этим: и западные державы, и, уж конечно, Советский Союз – всё-таки помнили, что эти территории еще недавно входили в состав единой империи и какие-то имперские амбиции были. Хотелось восстановить то порушенное единство старой страны, которое было очень бездарно и искусственно разрушено.
Вопрос: На днях произошел еще один показательный эпизод в Москве. Открыли отреставрированный вестибюль станции метро "Курская"-кольцевая. Там восстановлены слова из советского гимна "Нас вырастил Сталин на верность народу...". Руководство метрополитена даже хотело восстановить статую Сталина, но не сделало этого по единственной причине - её не нашли. Как бы Вы могли оценить это событие?
Свящ. Георгий Кочетков: Я еще не видел этого, но думаю, что вы даете правильную информацию. Если это так,то ничего, кроме возмущения здесь быть не может. Все разговоры на тему, что это страница нашей истории, давайте ко всем страницам относиться одинаково, нельзя ничего вычеркивать – несостоятельны. Мы действительно не можем ничего вычеркнуть, но мы можем по-разному оценить эти страницы. И мы не можем ставить их на одну доску. Есть славные страницы, а есть позорные. И когда статуи Ленина или Сталина где-то стоят - это пощечина общественному мнению. Это пощечина всему обществу, всей истории, в том числе и истории нашей страны. А, на самом деле, и мировой. Это то же самое, если бы поставили в Берлине статую фюрера, а в Италии – Муссолини, говоря: "Это наша история".
Это просто недопустимо, это нельзя оставлять, как нельзя оставлять советские названия улиц. Это можно оценить однозначно – как поддержку репрессивного, злодейского, демонического режима, которой не может быть ни у одного просто нормального и честного человека. Так что,если это делается, то ли под видом реставрации, то ли под видом исторической памяти – не важно под каким видом – это должно быть однозначно осуждено. Неслучайно в последнее время и церковные лидеры стали однозначно выражаться в адрес Сталина, его режима, а на самом деле всего советского идеологического строя.