Неподдельный интерес

14 февраля 2015
Группа из Георгиевского и Макариевского малых православных братств побывала в историческом клубе «Можаитяне» Можайска

Когда в храме расписали предел Новомучеников и исповедников, пионеры захотели узнать – кто это такие, и священник им рассказал. Тогда они вышли на улицу, и сказали: «Что же мы – сатанинская организация? Не хотим!»...

Накануне всецерковного празднования Дня памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, небольшая группа из Георгиевского и Макариевского малых православных братств побывала в г. Можайске.

Мы встречались с известным краеведом Можайска, председателем исторического клуба «Можаитяне» Лилией Петровной Волковой. Она познакомила нас с некоторыми членами этого клуба, чьи родные и близкие пережили тяжелое время гонений от безбожной власти.

Все вместе мы посетили Лужецкий монастырь, побывали у «Святого колодца Ферапонта Чудотворца Можайского», основателя монастыря: это целый комплекс с купальней, часовней и гостевым домиком.

Лилия Петровна рассказывала, как расчищали от мусора территорию монастыря и места вокруг источника, как строили этот комплекс.

В часовне мы помолились обо всех верующих, пострадавших в годы гонений, чьи имена еще не открыты для именного поминовения, молились о благодатной помощи всех святых новомучеников и исповедников, об укреплении веры в народе. В часовне не было электрического света и отопления, но молитва при свечах получилась очень торжественная и проникновенная.

Потом была беседа. Лилия Петровна рассказала о своих планах написать книгу «Дети войны». Затем мы услышали волнующий рассказ Надежды Николаевны Соколовой, внучки священника Георгия Соколова, который, будучи невинным, был осужден по политической статье в 1937 году на расстрел, но потом, по кассационной просьбе жены, расстрел был заменен десятью годами лагерей. Маленькой Наденьке было всего три года, но она хорошо помнит, как деда забирали ночью, как он украдкой для бабушки выбросил сверток с деньгами в окно, а она его потом так и не нашла. Как они продали дом, мебель, все проели и остались без средств к существованию. Ходили с «хотулями» (котомками на веревках, перекинутых через спину) по людям. Бабушка закончила педкурсы, но не стала работать, говорила: «Не хочу работать на безбожную власть». Когда удавалось достать что-то съестное, они садились на чурбаны от бревен и все делили на три кучки: бабушке, Наденьке и дедушке, который был в лагере. Так собирали в течение месяца, а потом отправляли посылку деду. Позже при встрече, он просил жену ничего не передавать, т.к. часть посылки забирали конвоиры, а остальное отбирали уголовники. Началась финская война, потом вторая мировая. Дед прошел через один пожар: загорелся барак в лагере. Все, кто успел, выскочили, кто в чем спал, босиком, без верхней одежды. Много заключенных сгорело, но дед остался жив. А во втором пожаре погиб: когда началась Великая Отечественная война, их погнали вглубь страны, чтобы немцы не захватили. Но «немец», как сказала Надежда Николаевна, опередил и прошел дальше. Заключенных решили «ликвидировать». Так как патронов не было – их загнали в дом и сожгли. На нас этот рассказ произвел сильное впечатление, особенно на наших мальчиков-подростков.

Сама Надежда Николаевна 50 лет прожила в Одессе, потом вернулась в Можайск, живет в старом доме без удобств. Но она не жалуется. Говорит, что каждый год отмечает второе воскресенье февраля, ходит в храм, заказывает молебны о деде. Один из ее сыновей воцерковлен, помогает в церкви. В этом году ей исполнится восемьдесят лет.

Потом свою историю рассказала Татьяна Леонидовна Ильгова – дочь раскулаченных, родилась под Хабаровском в месте, которое называлось Главстан. «За что обидели?» – спрашивает она сама себя, и сама отвечает: «За то, что у нас не было холопов». Сами все делали – отец, мать, и четверо сыновей. В ссылке они научились делать обувь – «обутку» у местных нанайцев. Все смогли преодолеть. И сейчас смогли бы выжить в любых условиях, говорит Татьяна Леонидовна. Мы узнали, что она хорошо поет, попросили спеть. Голос у нее звучный, мелодичный, как у Лидии Руслановой. Она запела «Степь да степь кругом…». Мы подпевали.

Беседа была непринужденной, у самовара. Хозяева угощали нас пирожками, мы привезли московские сладости. Мы расспрашивали о новомучениках Можайских. Один из них – новомученик свящ. Петр Петриков был из мечевского круга. Наши подростки тоже готовились к встрече, читали материалы о новомучениках Можайска, но удалось выслушать выступление только одного из них.

Четыре часа пролетели незаметно. В конце встречи Лариса Николаевна Коркина решила нам рассказать свою историю. Она была членом КПРФ, занималась пионерами: «Люблю детей». Но и в храм ходила. И вот, когда в храме расписали предел Новомучеников и исповедников, пионеры захотели узнать – кто это такие, и священник им рассказал. Тогда они вышли на улицу, и сказали Ларисе Николаевне: «Что же мы – сатанинская организация? Не хотим!» И она 22 июня 2014 года распустила свою районную пионерскую организацию. Сейчас она немного в растерянности – как ей быть и что теперь делать. Вот такая удивительная история.

Мы тепло попрощались, подарили книги о новомучениках и исповедниках, цветы. Договорились, что будем укреплять наши связи. Уже есть планы на лето.

Галина Коптева
загрузить еще