Организаторами выставки стали Преображенское содружество малых православных братств, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Культурно-просветительский фонд «Преображение» и Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта (г. Шуя).
«Non licet vos esse» – таким приговором римские императоры лишали первых христиан права на существование. Этим же принципом руководствовалась большевистская власть в своих гонениях на Церковь, последовательно нараставших, начиная с 1917 года. Первые годы существования советской власти – это особый период, правда о котором скрывалась и извращалась, исходя из идеологических и корыстных интересов этой власти.
Выставка «Non licet vos esse. Не должно вам быть» – новый проект в серии выставок, посвященных истории России в XX веке, которые, по замыслу организаторов, призваны пролить свет на малоизвестные события из жизни церкви в советское время. Первым проектом была выставка «Неперемолотые», с успехом экспонировавшаяся в четырнадцати крупнейших городах России.
В своем вступительном слове на церемонии открытия Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства, упомянув об успешном проведении первой выставки «Неперемолотые», рассказал, что, по мнению многих посетителей выставки – и священников, и мирян, – в форме выставок об истории России и церкви еще либо не говорилось, либо сказано недостаточно. Дмитрий Гасак выразил надежду на то, что новый проект, продолжая разговор о малоизвестных страницах истории, поможет найти ответы на те вопросы, которые ставит перед нами российская современность.
Духовный попечитель Преображенского братства свящ. Георгий Кочетков подчеркнул в своем приветственном слове, что с Пасхальным торжеством для нас связываются и понятие воспоминания – анамнесиса, и понятие сопротивления – резистентности, ведь «само Христово Воскресение мы понимаем как проявление сопротивляемости на самом высшем Божественном и человеческом уровне по отношению к смерти, ко всякому злу, ко всякой несправедливости, безличностности, пустоте, ко всему тому, чему человек естественным образом сопротивляется всегда… И то, что мы сейчас с вами делаем – открываем выставку, связанную с 90-летием шуйских событий, это такое же явление резистентности. Часто слишком утомленные или перемолотые советским временем люди говорят – «ну что у нас за народ, он не может сопротивляться – тогда это не народ. Если страна не сопротивляется, это не страна». И в этом есть доля истины, хотя только доля, – действительно, советское время прежде всего уничтожало людей в духовном смысле. Поэтому наше воспоминание и наше анамнестическое действие сегодня, связанное с этой выставкой, должно показать, что народ сопротивлялся, и пока он мог называться русским народом, он это сопротивление оказывал постоянно, только мы слишком мало об этом знаем и слишком плохо это помним».
Как отметил о. Георгий, выставка призвана нам напомнить, что значит сопротивление злу, сопротивление смерти: «Люди защищали не просто историческое наследие, не просто историческую культуру и память, хотя это само по себе очень и очень важно. Люди защищали свое человеческое достоинство, они защищали возможность своей веры, своей жизни». Особенно актуально это сейчас, когда «общество снова задумывается о том, как вернуться к достойной жизни, к жизни в духе любви и свободы, к жизни, достойной каждого человека во всех ее проявлениях, начиная от тончайших духовных вещей, заканчивая экономическими и политическими реалиями… Люди действительно хотят увидеть живые примеры подвига, пассионарности, о которой многие уже совсем забыли».
Светлана Чукавина, руководитель авторского коллектива выставки, рассказала о том, как создавалась выставка: сначала планировалась выставка о событиях в Шуе, с которых началась активная фаза кампании по изъятию церковных ценностей. Но по мере подготовки проекта оказалось, что невозможно не сказать о том, что происходило в 1922 году в Москве, в Санкт-Петербурге и по всей стране. Светлана Чукавина подчеркнула, что в ходе этой кампании власть очень активно использовала идеологическую пропаганду, клеветала на церковь, и во многом эта клевета не развенчана до сих пор. Она поблагодарила всех, кто помогал с организацией выставки, в том числе исследователей из Ивановской области, в частности, из Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта и отдельно – Юрия Иванова, д. ист. н., заведующего кафедрой Шуйского Государственного Педагогического университета.
Екатерина Ставровская, старший научный сотрудник Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта, в свою очередь поблагодарила соучредителя выставки – Преображенское братство и рассказала о том, как сохраняется память о тех трагических событиях в Шуе. По ее словам, важным этапом в этом стала установка в городе Шуе в 2007 году памятника, посвященного погибшим в 1922 году. Екатерина Ставровская отметила, что установка памятника – первый шаг к покаянию: «Важно, что он есть. То, что память должна была быть увековечена, не вызывает никаких сомнений. Памятник стоит на самом многолюдном месте – и, проходя мимо памятника, люди задумываются, и многие начинают интересоваться теми событиями».
Затем Светлана Чукавина провела первую экскурсию по выставке. Гости имели возможность ознакомиться с редкими документами, газетами и фотографиями 1920-х годов из архивов, библиотек, музеев Москвы, Петербурга, Шуи; личными вещами, принадлежавшими новомученикам и исповедникам Российским.
Голод в Поволжье; воззвания патриарха Всероссийского Тихона и помощь церкви голодающим; документы и действия большевистского правительства во главе с Лениным и Троцким, направленные на то, чтобы дискредитировать церковных людей; святотатственные действия по изъятию церковных ценностей из храмов; уничтожение культурных ценностей; судебные процессы, на которых приговаривались к смертной казни достойнейшие люди – как из духовенства, так и из мирян; поливание грязью церкви на страницах газет – материалы по всем этим и многим другим вопросам, представленные на выставке, составляют единую картину того страшного времени.
Как один из итогов кампании – было изъято церковных ценностей на 4 650 810 рублей, только 1 миллион из которых пошел на помощь голодающим. Вместе с тем, к февралю 1922 года, вопреки стремлениям властей ограничить или вовсе запретить церкви помогать голодающим, она собрала в помощь более 8 926 000 рублей, не считая ювелирных изделий, золотых монет и продовольственной помощи.
Кампания по изъятию на деле обернулась внешним и внутренним разорением церкви. Обнаружились первые следствия антирелигиозных кампаний, которые проявились в первую очередь в уходе из церкви той части населения, которая прежде относилась к ней индифферентно и являлась православной только формально. Вместе с тем, в начале 20-х годов возникали союзы христианской молодежи, православные братства, что свидетельствовало об укреплении религиозной жизни (подавляющее большинство членов этих братств были репрессированы позднее). Это был очень трудный период для церкви, и, тем не менее, она училась жить и действовать в этих условиях – без тесных связей с государством, свидетельствуя о Христе и Его Церкви.
В завершение экскурсии Дмитрий Гасак отметил, что, изучая материал выставки, можно почувствовать дух того времени, о котором уже никто практически не помнит, когда «власть говорила церкви: «не должно вам быть»; и вся политика советского правительства была направлена на разрушение и слом церкви как того института, того организма, где хотя бы есть возможность различать добро и зло, различать правду и ложь».
После экскурсии гости обменялись своими впечатлениями от выставки, и прозвучало предложение о проведении выставки в первую очередь в Москве, в том числе в Храме Христа Спасителя, – в свете антицерковных выступлений, которые все чаще звучат в СМИ, выставка, несомненно, является словом в защиту церкви.