Конец красного человека

26 июля 2010
21 июля в Театральном музее Санкт-Петербурга состоялась читка сценической композиции будущего спектакля «Зачарованные смертью» по новой книге Светланы Алексиевич.
www.cityspb.ru
www.cityspb.ru

21 июля в Театральном музее Санкт-Петербурга состоялась читка сценической композиции будущего спектакля «Зачарованные смертью» по новой книге Светланы Алексиевич.

Сценическую композицию исполнил ее автор, художественный руководитель Авторского театра, режиссёр и актёр МДТ – «Театра Европы» – Олег Дмитриев.

«Зачарованные смертью» – последняя часть театрального триптиха под общим названием «Мы живем, под собою не чуя страны…». Творческий коллектив «Авторского театра», пытаясь ответить на вопрос, что же произошло с нашей страной и живущими в ней людьми в XX веке, уже поставил спектакли «Мандельштама нет» по книге воспоминаний Н.Я.Мандельштам и «Ночной дозор» по одноименной повести М.Н.Кураева. Третий спектакль, который должен обрести свое окончательное сценическое воплощение в октябре 2010 г., Олег Дмитриев назвал «спектаклем нашей надежды»: «Он не только о том, в какой стране мы точно не хотим жить, но и о том в какой хотим».

И книга Светланы Алексиевич, и спектакль Авторского театра создаются в зоне непосредственного контакта с настоящим. Светлана Алексиевич начала писать свою книгу «Зачарованные смертью» (пятую часть цикла «Автобиография великой утопии») в 1993 г. Она собирала в нее интервью родных и близких тех людей, которые не смогли пережить крушение советской системы и попытались покончить жизнь самоубийством. Сейчас, спустя более чем 15 лет после выхода в свет книги «Зачарованные смертью», писательница решила вновь встретиться с ее героями, что и стало толчком к созданию новой книги «Время second-hand (Конец красного человека)».

Три героя книги становятся героями спектакля: Сын, Мать и Дед. Дед – бывший нквдешник, из породы тех, у кого руки по локоть в крови. Мать – жертва репрессий с момента своего рождения в Карлаге и в то же время носительница рокового наследия советской цивилизации (подкожный страх, стремление выживать, упоение общностью, зачарованность прошлым). Сын – наш современник, соединивший в своем роду палача и жертву, ощущающий в своих генах непризнанную, нераскаянную вину своего рода. Проблема, перед которой оказалась вся наша страна, ставится на примере судьбы одной семьи. Над человеком был поставлен грандиозный эксперимент по выведению особой породы «хомо советикус». Эксперимент вполне удался, мутация произошла на генном уровне – на свете появился человек, который «не умеет думать, но умеет страдать, бояться и умирать».

Дед мечтает о новом топоре. Мать не хочет жить в новой России и пытается вернуться в прошлое даже ценой самоубийства. Сын понимает, что «нужно что-то делать с самим собой», «нужно заново учиться жить»; понимает, что избавиться от рокового рабского наследия можно только там, где ты его приобрел.

Текст, мастерски подаваемый Олегом Дмитриевым, все время держит в напряжении и своей сюжетной интригой, и сложной психологической палитрой, и конечно, точность попадания в эпицентр жизненно важных вопросов.

Спектакль находится в стадии становления и ждет рецепции и сотворчества зрителей. Он очень задевает и цепляет, поскольку заставляет ощутить себя тем самым «красным человеком», который ищет путей освобождения от своего прошлого.

В Москве читка сценической композиции состоится 27 июля 2010 г. в 19.00 в центре А.Д. Сахарова (вход свободный).

 

Юлия Балакшина
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще