13 июля в Екатеринбурге члены Свято-Екатерининского малого православного братства (Преображенское содружество малых православных братств) провели встречу, на которой рассказали о своем недавнем путешествии по городам Томской области.
Сибирь величественная, одновременно вызывающая благоговение и скорбь, сподвигла нас на размышление о ценности человеческой жизни. Не удивительно, что одной из важных задач поездки стало знакомство с историей политических репрессий в ХХ веке, в том числе Томске и Томской области.
Встреча в Екатеринбурге началась с просмотра документального фильма, созданного на основе экскурсии, проведенной Василием Ханевичем в Томском музее «Следственная тюрьма НКВД». Василий Антонович, являясь одновременно директором Музея и председателем Томского общества «Мемориал», уже несколько десятков лет занимается изучением и освещением истории политических репрессий.
Музей расположен в здании бывшей тюрьмы НКВД, которая когда-то вызывала в Томске не меньше ужаса, чем «Большой дом» в Ленинграде или «Лубянка» в Москве. Первый узник попал в ее застенки в 1918 году, а последний – в 1988. Экспозиция размещена в бывших камерах тюрьмы, где ожидали своей участи наставник Сергея Есенина поэт Николай Клюев, ученый философ Густав Шпет, обер-прокурор Святейшего Синода Владимир Львов и тысячи советских граждан, оказавшихся здесь по страшной и нелепой случайности.
Один из экспонатов Музея – макет памятника «Распятые и четвертованные», посвящен событиям, происходившим в городе Колпашево в 30-е годы, и получившим неожиданное продолжение в 80-е. В 1979 году на месте, оставшимся в истории как «Колпашевский яр», обрушился песчаный берег Оби, обнажив сотни мертвых тел – людей, расстрелянных в годы Большого террора. Трупы не были перезахоронены, официальных извинений за преступления тех лет никто не принес. Вместо этого к берегу подогнали теплоходы, которые стали винтами рубить человеческие останки. Тех, которым удалось «спастись» от повторной казни, ловили ниже по течению и топили, привязав металлический лом. Так была утеряна реальная возможность адекватно оценить события тех лет и покаяться за преступления советского режима. В 90-е годы были предприняты попытки поставить памятник, но берег реки продолжает осыпаться, уходя в материк острым клином. До сих пор в Колпашево не поставлена точка в этой страшной истории - нет достойного памятника, куда могли бы прийти люди для того, чтобы вспомнить невинно убиенных сограждан.
Свою память о жертвах террора хранят город Асино и село Новокусково. Здесь в начале ХХ века служил земским врачом Николай Александрович Лампсаков, пользовавшийся большим уважением у местных жителей. Запомнился он, в частности, тем, что оказывал врачебную помощь и красным партизанам, и белогвардейским офицерам, видя за масками классовых врагов живых людей, нуждающихся в его помощи. Своим принципам доктор Лампсаков оставался преданным до конца, даже после того, как его арестовали по доносу старого партизана Левина, которого Лампсаков когда-то спас и оставил жить в своем доме.
Просмотр фильма и рассказы о поездке переросли в живой разговор о том, как можно хранить память.
Быкова Светлана, канд. истор. наук, доцент кафедры регионоведения России и стран СНГ факультета международных отношений Уральского федерального университета поделилась своими размышлениями о том, что имена пострадавших в годы репрессий людей важно восстанавливать через семейную историю и личные воспоминания. По ее словам, «человек тогда обретет свое достоинство, когда сможет взять личную ответственность за происходящее, например, в рассказанной нам истории, заглушить мотор теплохода, уничтожавшего останки людей».Другая участница встречи Ирина Хвалько вспомнила историю уничтожения захоронений купцов – основателей города Екатеринбурга, на месте которых была устроена автопарковка. Обе истории – Екатеринбургская и Колпашевская стали для нее не просто шокирующими свидетельствами, а, к сожалению, грустной закономерностью сегодняшней российской действительности. Это требует какого-то внутреннего ответа и реакции от наших сограждан.
В завершение встречи ведущая Евгения Парфенова вспомнила слова А.И. Солженицына о том, что «не стоит земля без праведника», которые до сих пор остаются актуальными для всех нас и говорят о важности собирания живых сил в обществе и церкви – людей неравнодушных к истории своей страны и памяти невинно убиенных соотечественников.
Вернуть им человеческое достоинство можно и через совместное воспоминание, примером которого стала состоявшаяся встреча.