Тяжелая, обитая железом дверь с круглым отверстием-глазком поддается с трудом. Низкие своды, замурованное маленькое окошко в толстой стене. Справа и слева от двери на стене нацарапаны какие-то надписи. Рассматриваем их, но тусклого освещения лампочки над дверью явно недостаточно. С большим трудом пытаемся прочесть: почти все они зацарапаны. И вдруг: «Здесь сидел Мещеркин Г. Г.» и далее неразборчиво какие-то буквы и цифры. Наверху алтарь, святая святых храма.
Не так давно помещения подклети Никольского храма (что ныне на территории Севмаша) были освобождены от заводских цехов. Завод, который когда-то пришел на землю древнего монастыря и который пытался эти стены разрушить, теперь сам помогает ему возродиться. С отцом Александром (Шестаковым), настоятелем собора, отодвигаем тяжелые стеллажи в трех небольших помещениях (они под самым алтарем храма) - и вдруг на стенах обнаруживаем надписи. Здесь, в подклетских помещениях храма, были устроены камеры для заключенных (с 1938-го по 1953 год строительство завода № 403 велось под ведомством НКВД). Надписи сделаны карандашом или нацарапаны. Вот некоторые из них.
«Сидел Кочалов с ...лаг уч-ка ... ст. 109 осужденный 19 мая 1942 года сроком на 5 лет».
«Здесь сидели Воилов Шилов Подоров».
«ст-я 105-2 ... неизвестно сколько дадут».
«Здесь сидел (...)рилов Жора приговоренный к расстрелу 1 ноября 1942 года 58-14».
Сердце сжимается: вот она, еще одна страница нашего недавнего прошлого, когда здания обители оказались на территории одного из «островов» Архипелага ГУЛАГ.
Сейчас маловероятно, что мы узнаем имена тех, кто строил наш город и завод. И редко вспоминаем о том, что среди первостроителей города большая часть были заключенные. Об этом не любят вспоминать - зачем ворошить прошлое. Его стараются вычеркнуть из памяти, так же как старательно кем-то замазаны были имена и фамилии заключенных в казематах Никольского собора. Но если мы не извлечем уроков из прошлого - всё может повториться если не с нами, то с нашими детьми и внуками.
Не так давно состоялся у меня разговор с одним из известных людей города. Речь зашла о том, что наш народ до сих пор не покаялся в преступлениях прошлого. «А я-то в чем должен каяться?!» - недоуменный вопрос моего знакомого звучал вполне справедливо, ведь и его семья пострадала во времена репрессий. Но... Мы забыли о том, что отвечаем за всё, что совершили наши предки. Так же и нашим потомкам придется отвечать за наши поступки. Это закон, по которому живет человечество на протяжении многих тысячелетий. Об этом написано на скрижалях, данных Богом Моисею для Своего народа: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5-6).
Немецкий народ давно покаялся в злодеяниях, совершенных фашистами. Покаяние это выражалось, например, в том, что нынешняя немецкая молодежь, мальчики, которые никого не убивали, но которые чувствуют свою вину за то, что совершил их народ над другими народами, приезжают в Россию безвозмездно ухаживать за бывшими советскими солдатами, немощными стариками в домах престарелых и инвалидов. Быть может, поэтому Германия, проигравшая Вторую мировую, сейчас одно из самых развитых государств Европы и мира и уровень жизни немецкого народа «несколько» выше уровня жизни нашего народа-победителя.
Многих сейчас возмущает, что в резолюции ОБСЕ от 3 июля 2009 года было «уравнено государство-агрессор со страной, которая понесла наибольшие жертвы, брошена тень на народ-победитель». Но о прошлом забывать нельзя. Если мы не поймем его ошибок, не принесем покаяния за преступления, совершенные НАШЕЙ властью по отношению к НАШЕМУ народу, в которых соучаствовали миллионы наших сограждан, - это прошлое может повториться. Кто не согласен со мной - почитайте «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, Дневники Ефросиньи Керсновской, повести «Прочерк» и «Софья Петровна» Лидии Чуковской.
Год назад мне довелось быть на конференции, проходившей в Москве на тему «Явление А. И. Солженицына как опыт противостояния пустоте в сообществе». Врезались в память слова, сказанные Натальей Дмитриевной Солженицыной: «Архипелаг ГУЛАГ» потому надо читать, что там сказано: каждый из нас мог бы оказаться не в лагере, а в охранниках. Это сказано совершенно ясно, и в этом всё дело. Это, между прочим, пережили Александр Исаевич и я, хотя у нас разница в двадцать лет и мы жили - он в Ростове, а я в Москве. Вот к концу вашего университета приходят люди и загоняют в училище НКВД. Я училась на мехмате МГУ, теория вероятности... И пришли эти дяди в штатском и сказали: «Теорию вероятностей мы забираем всю группу в этом году, потому что нам нужны шифровальщики...» Я сказала: «Не пойду». Мне ответили: «Пойдешь». Ну там уже личная история, как это всё дальше получилось... Вот он пишет в «Архипелаге»: «Волосок меня отделял от того, чтобы я стал с голубыми погонами». Кто?! - Солженицын».
И поэтому склоним голову перед памятью тех миллионов безвинно погибших от рук СВОЕЙ власти, перед памятью первостроителей, на чьих костях стоит наш город, чьи безымянные останки покоятся на 10-м километре Солзенской дороги, перед теми безвестными узниками, голос которых вопиет к нам через многие десятилетия забвения.
Об авторе
Ольга Николаевна Тушина, инженер-физик-акустик ОАО «ПО «Севмаш», занимается историей Николо-Корельского монастыря XX века. Член Преображенского братства.
Ольга - участник Ломоносовских чтений, один из организаторов встречи «Историческая память: попытка осмысления», посвященной дню памяти жертв репрессий, прошедшей недавно в библиотеке имени Гоголя в Северодвинске. Собранные Ольгой Тушиной материалы по истории монастыря печатались в заводской газете «Корабел».