«К чему все эти имена?», «Зачем Вам это нужно: тратить время, силы?..», «А причем тут вообще церковь?» – такие вопросы задавали 30 октября жители поселка Литвинки, одного из самых отдаленных районов Твери, где тверские Боголюбское и Спасское малые православные братства проводили ставшее уже доброй традицией молитвенное поминовение жителей Твери, пострадавших в годы советских репрессий.
Для большинства людей это был обычный вечер буднего дня, такой же, как в любом другом спальном районе. Люди, возвращаясь с работы, спешили в магазин, пробегали мимо недавно открытой часовни. Но в этот дождливый вечер все было по-другому: казалось, что во всем микрорайоне были слышны имена, даты и страшное слово «расстрелян»... Так зачем все это нужно? И с каждым годом нужно все большему числу людей?
Ключевым словом в ответе на эти вопросы было слово «память»: память об имени, память о человеке, его судьбе, судьбе народа... Владимир Лавренов в своем вступительном слове отметил, что наш народ спит, пытается отгородиться от болезненных воспоминаний, будь то воспоминания личные или общие, и одна из целей такого молитвенного поминовения - попытка пробудить, воскресить память, прежде всего в себе и в ближних. Память как о конкретных людях, так и о кровавых страницах истории страны.
Молитвенное чтение имен проводилось в Твери уже третий год подряд, но впервые за пределами исторического центра города: в этом году имена репрессированных звучали и на Соборной площади, у часовни в честь всех Тверских святых, и в микрорайоне Литвинки у часовни Иоанна Шанхайского. На протяжении четырех часов, с пяти до девяти, члены Преображенского братства, приглашенные друзья и просто прохожие вместе читали, вспоминали, молились. Для большинства прохожих дата 30 октября ничего не говорила. Услышав про «жертв репрессий» кто-то терял интерес к происходящему и шел дальше по своим делам, кто-то же останавливался, слушал, искал в книге своих родственников, присоединялся к чтению, спотыкался на словах «крестьянин», «учитель», «рабочий», «домохозяйка», недоумевая, где же «враги народа», о которых кричала пропаганда…
По словам одного молодого человека, присоединившегося к чтению случайного прохожего, прочитанная страница стала своего рода покаянием, способом попросить прощение, так как «все мы вышли из народа, расстреливаемого и расстреливавшего».
Чтение завершилось. Но воспоминание о людях – нет. Конечно, за четыре часа, пусть и в разных местах, невозможно помянуть всех. Но важно, то, что из небытия возвращались имена конкретных людей, большинство из которых было лишено даже могильной плиты. Но в этот промозглый октябрьский вечер были сердца, в которых пробудилась память, в которых эти обреченные на забвение люди оживали…
Тема памяти была продолжена и на следующий день – 31 октября, когда тверские братства в библиотеке им. Горького проводили презентацию второй части сборника «В ком сердце есть – тот должен слышать время…».
Ведущие вечера Игорь Корпусов и Владимир Лавренов в начале вечера познакомили собравшихся с группой церковно-общественных инициатив Преображенского братства и ее задачами. Рассказ о самом сборнике начался со слов об о. Павле Адельгейме как об удивительном примере человека двух эпох.
Говоря о книге, Игорь Корпусов, один из ее составителей, отметил, что она прожита, посвящена не столько русской катастрофе, сколько путям ее преодоления. Важно и то, что в книге нет и не может быть ответов, но она являет собой определенный этап их поисков. Потому всем гостям было предложено вместе поразмышлять над такими понятиями, как человек, совесть, вера, свобода, подумать о том, кто мы такие, как мы можем осмыслять советское прошлое и жить дальше.
На протяжении полутора часов гости библиотеки делились своими размышлениями и переживаниями от прочтения материалов сборника, пытаясь соотнести прошлое и настоящее, судьбы исповедников и свое призвание.
В заключительном слове Владимир Лавренов затронул тему духовного благородства, отметив, что благородный человек не может быть равнодушным, но, напротив, несет ответственность за жизнь страны, в которой живет, за ее настоящее, будущее, и, как бы странно это не звучало, за прошлое. Он предложил всем участникам подумать о том, где искать пример внутреннего благородства человеку, пострадавшему от русской катастрофы; в чем выражается наша личная ответственность за большее; что мы можем сделать, чтобы память о прошлом не обрывалась на нас, но передавалась дальше? Пока на эти вопросы нет ответов, но тот факт, что есть люди, которые не бегут от прошлого, пытаются его осмыслять, не боятся задавать неудобные вопросы (прежде всего себе) дает надежду на то, что безответными эти вопросы будут не всегда…