Оно было посвящено 40-летию со дня первого издания романа, которое состоялось в Париже в 1973 году в издательстве YMCA-Press. Инициатором чтения стало малое православное братство во имя святителя Тихона Задонского, при поддержке воронежского историко-просветительского общества «Мемориал», регионального отделения Союза российских писателей и Воронежского историко-культурного общества (ВИКО).
Почитать Солженицына на улице вслух мы хотели еще в прошлом году, но зимой помешал мороз, летом – паломничества, подготовка к сессии... Сейчас же, особенно после церковно-исторической выставки «Non licet vos esse. Не должно вам быть», пришло осознание внутренней связи времен, возникло желание, чтобы темы, поднимаемые писателем в романе «Архипелаг ГУЛАГ», их проблематика, его размышления прозвучали громко, для всех. В процессе подготовки мы столкнулись с неожиданными вопросами, которые задавали самые разные люди.
Например, насколько может сочетаться мрачное содержание сочинения с предновогодним настроением горожан? Возможно ли вообще публичное чтение данного произведения? Не является ли оно «эстетизацией зла» и др.?
Одним из ответов на подобный ряд вопросов явилось интервью с первым издателем романа «Архипелаг ГУЛАГ» Н.А. Струве, которое накануне взяла у него преподаватель Свято-Филаретовского института Юлия Балакшина. «В ситуации, когда в России появляются некоторые тенденции к частичной реабилитации советской системы, в том числе и со стороны ряда церковных иерархов, это имеет большое значение. Голос Солженицына должен звучать».
Но главным ответом на вопрос о целесообразности такого чтения можно считать собственно текст романа, созвучный писательской и личностной позиции Ф.М. Достоевского: «Если б это так просто! – что где-то есть черные люди, злокозненно творящие черные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло,
пересекает сердце каждого человека… В течение жизни одного сердца эта линия перемещается на нем, то теснимая радостным злом, то освобождая пространство рассветающему добру» («Архипелаг ГУЛАГ», часть первая «Арест», глава 4 «Голубые канты»). В конце концов, разве не логично накануне Нового года, приближающегося Рождества задуматься и попытать по-новому взглянуть на свою собственную жизнь, на пребывание пресловутой линии в своем сердце?
Чтение длилось непрерывно с 14.00 до 17.00. Оно было организовано силами братства, но принять участие могли все желающие. Вступительное слово вначале произнесли председатель братства во имя святителя Тихона Задонского Алексей Евстигнеев и сотрудник краеведческого центра воронежской библиотеки № 2 имени Кольцова Елена Альбертовна Устинова, а затем зазвучали строки романа. Зимний ветер морозил лица и пальцы, перелистывающие бумажные листики распечатанных глав. Людей было не
очень много. Все те, кто останавливались и подходили к пространству перед стендами с анонсом мероприятия и портретом Солженицына, слушали очень внимательно. Кто-то приобщался на несколько минут, кто-то значительно дольше, несколько молодых людей, несмотря на небольшой, но все-таки зимний холод, присутствовали на протяжении почти всего времени, пока длилось чтение.
Инициатива чтения именно этого писателя и конкретно данного произведения нашла открытое сочувствие у большинства слушателей. Некоторые из них читали «Архипелаг ГУЛАГ» и раньше. Но, удивительное явление, громко произносимый вслух на улице знакомый, очень непростой текст зазвучал еще острее и выразительнее. Его смысл словно усиливался, прояснялся, открывалась его новая глубина, пророческий характер. Казалось,
что именно здесь и сейчас писатель обращается к сердцу и совести всех и каждого из нас.
Многие из слушателей поддержали идею продолжить чтение глав романа летом третьего августа в день памяти писателя.
«И, видимо, злодейство есть тоже величина пороговая. Да, колеблется, мечется человек всю жизнь между злом и добром, оскользается, срывается, карабкается, раскаивается, снова затемняется – но пока не переступлен порог злодейства - в его возможностях возврат, и сам он – еще в объеме нашей надежды. Когда же густотою злых поступков или какой-то степенью их или абсолютностью власти он вдруг переходит через порог – он ушел из человечества. И может быть – без возврата» («Архипелаг ГУЛАГ», часть первая «Арест», глава 4 «Голубые канты»).
«Согнутой моей, едва не подломившейся спиной дано было мне вынести из тюремных лет этот опыт: как человек становится злым и как добрым. В упоении молодыми успехами я ощущал себя непогрешимым и оттого был жесток. В переизбытке власти я был убийца и насильник. В самые злые моменты я был уверен, что делаю хорошо, оснащен был стройными доводами. На гниющей тюремной соломке ощутил я в себе первое шевеление добра. Постепенно открылось мне, что линия, разделяющая добро и зло проходит не между государствами, не между классами, не между партиями
– она проходит через каждое человеческое сердце – и через все человеческие сердца. Линия эта подвижна, она колеблется в нас с годами. Даже в сердце, объятом злом, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце – неискорененный уголок зла. С тех пор я понял правду всех религий мира: они борются со злом в человеке (в каждом человеке). Нельзя изгнать вовсе зло из мира, но можно в каждом человеке его потеснить» («Архипелаг ГУЛАГ», часть четвертая, «Душа или колючая проволока», глава 1 «Восхождение»).