Анастасия Наконечная
Анастасия Наконечная

Вечная память

Еще несколько фото с прошедшей в субботу в Петербурге Молитвы памяти "Хотелось бы всех поименно назвать". Вот уже несколько дней прошло, а я все вспоминаю о тех, чьи имена мы читали, - погибших в блокаду, на фронте, расстрелянных своими же во время репрессий... Особенно одна девочка запомнилась - сначала назвали ее фамилию, имя и отчество, казалось, что это взрослый человек, а потом прозвучали год рождения и смерти. Ей был годик, когда она умерла в блокадном Ленинграде.

Все-таки через молитву память о произошедшем на нашей земле воспринимается совсем иначе. Это как-то особенно почувствовалось. Впервые вместе с репрессированными мы на такой Молитве вспоминали тех, кто воевал или, будучи мирным жителем, умирал не на фронте. Это какое-то совершенно другое вхождение в события, казалось бы, давно случившиеся и очень хорошо знакомые нам с детства, в судьбы очень многих.

Думаю, в этом большая сила идеи о национальном покаянии за преступления ХХ века - в молитве, в том, что мы это переживаем не сами, не просто по-человечески, а с Богом, призывая Его милосердие и сострадание, и в то же время вместе, не поодиночке.

Спасибо за фото Сергею Туманову и Аркадий Гуманюк (Arkady Gumanyuk). На них есть разные люди: вот у микрофона читает имена пожилая сестра, которая сама помнит блокаду, а в очереди стоит родственница митрополита Владимира (Богоявленского) - первого епископа, пострадавшего во время репрессий. Местный депутат говорит несколько слов о важности исторической памяти. Священник объясняет важность молитвы на церковнорусском языке, когда мы обращаемся вот так, на улице, к прохожим, которые могут не понять церковнославянского. Телеканал "Союз" снимает всю покаянную молитву, с которой началось это событие, каждый стенд выставки "Город, которого нет", каждую книгу на столике рядом. Читавшие имена часто вспоминали кого-то из своих родных, потом подходили к небольшой поминальной трапезе рядом и продолжали воспоминания...

Кто-то из местных жителей подходил к микрофону, а кто-то - записал много имен, но сам подойти не решился, попросил, чтобы их прочитали. Один бурят тоже попросил вспомнить нескольких своих родных, а потом вдруг забеспокоился: они ведь буддисты, не будет ли им ТАМ плохо? И все-таки попросил прочитать их имена. Мы вспоминали православных, католиков, неверующих, людей разных вер, возрастов, профессий - всех, кого коснулись страшные трагедии ХХ века. Вечная им память!

Другие записи автора:

Арестованные сознались... в принадлежности к братству

Свято-Петровскому братству 20 лет!

Размышления по поводу дня рождения

Матушка Олимпиада (Иус)

Отошёл ко Господу Анатолий Васильевич Чельцов...

8 марта 1938 года был расстрелян мой прадед, дед моей мамы, Алексей Леонидович Кандинский

30 лет назад...

Александра Коллонтай и православные братства

Дмитрий Гасак - о сути братской жизни

Вместо некролога. Встреча с Сергеем Зегждой

Их молитвами мы и живы