От опыта смерти – к надежде и покаянию

07 октября 2017
2 октября на сцене Музея Достоевского в Санкт-Петербурге был представлен спектакль Авторского театра «Зачарованные смертью»
Режиссер Олег Дмитриев, актеры Анжелика Неволина и Владимир Селезнев
Режиссер Олег Дмитриев, актеры Анжелика Неволина и Владимир Селезнев
Спектакль поставлен режиссером Олегом Дмитриевым по прозе Светланы Алексиевич и прошел при поддержке Свято-Петровского малого православного братства в рамках Акции национального покаяния «Имеющие надежду».

Покаяние будет действенным только тогда, когда станет действенной наша надежда. Если мы захотим каяться за все прошедшее столетие, выделяя его из всей человеческой истории, на что мы, безусловно, имеем полное право, то мы должны это делать в надежде – в надежде на возрождение церкви, на возрождение каждого человека, в ком не истреблен до сих пор образ Божий.
(из проповеди священника Георгия Кочеткова после праздничной Вечерни 3 сентября 2016 года)

30 октября этого года исполнится шесть лет со дня премьеры спектакля, который рождался в течение трех лет: проходили первые читки и репетиции, свидетелями которых были члены Свято-Петровского малого православного братства. Спектакль «Зачарованные смертью» входит в триптих «Мы живем, под собою не чуя страны...», посвященный художественному осмыслению Большого террора и его влияния на человеческую личность в нашей стране.

Этой осенью спектакль был показан накануне столетия Октябрьского переворота. В центре действия на сцене – три героя: мать, сын и дед. Сын (играет Владимир Селезнев) – сорокалетний успешный бизнесмен, воевавший в Афганистане. Когда-то в 1937 году его бабушка попала в КАРЛАГ как «член семьи врага народа», где родила его мать (играет Анжелика Неволина). Прожив долгую и тяжелую жизнь, его мать пытается покончить жизнь самоубийством, видя пропасть разделяющую их с сыном. Перед нами разворачивается захватывающее действие – рефлексия каждого из действующих лиц над своим местом в истории и над историей нашей страны. В какой-то момент в это пространство входит дед (играет Сергей Козырев), который в прошлом служил в НКВД. Все трое героев имели опыт встречи со смертью. Мы видим переплетение жизней палачей и жертв.

После спектакля в свободной форме состоялась встреча зрителей с режиссером и актерами. В самом начале разговора Олег Дмитриев сказал, что начало работы над спектаклем в 2008 году было связано с большими надеждами на то, что многое в нашей стране переменится. «Сегодня мы играем этот спектакль как большую прозу в двух смыслах – как жанр произведения и как прозу жизни – и ведет нас по этому спектаклю не то чтобы надежда, а попытка говорить правду о себе и заставлять себя надеяться на то, что когда-нибудь, если не мы, то наши дети или внуки, будут жить в другой стране, чем та, которая сейчас существует», – отметил режиссер.

Владимир Селезнев, отвечая на вопрос Олега Дмитриева о своем взгляде на спектакль, сказал: «Вопрос не в том, какую сторону занимаешь… Важно попытаться в этой истории что-то рассмотреть, сделать хоть какие-нибудь выводы, чтобы дальше жить с самим с собой и воспитывать детей».

Анжелика Неволина сказала, что сначала даже отказывалась играть свою роль, потому что не чувствовала общих точек соприкосновения со своей героиней. Но чем больше она читала об этой эпохе, тем больше сближалась с судьбой своей героини. Теперь актриса чувствует потребность и интерес к книгам, посвященным историческим событиям, которые пережила ее героиня. «Настолько поразила, потрясла эта женщина. Играть это – на разрыв аорты», – призналась она.

Отвечая на вопрос о возможности гастролей по другим городам, Олег Дмитриев рассказал о сложном финансовом положении Авторского театра, в связи с чем, при всем желании как можно шире показывать этот спектакль, нет возможности выезжать на гастроли. За все время со дня премьеры, кроме Санкт-Петербурга, спектакль все же был показан в Архангельске, Благовещенске и Выборге. Среди зрителей 2 октября были гости из Москвы, приехавшие специально ради этого спектакля, что стало ярким свидетельством того, что за пределами Санкт-Петербурга этот спектакль важно показывать, и его там ждут.

Во время встречи зрители, обращаясь к своему советскому прошлому, говорили о том, что спектакль помог преодолеть страх. Некоторые рассказывали, что их родственники тоже были репрессированы.

Отмечая актуальность разговора на эту тему, Олег Дмитриев сказал: «Если говорить, что Сталин – эффективный менеджер, тогда все безнадежно… Пока у нас есть потребность знать, что было с нашими родителями, родителями наших родителей, и ощущать преемственность этого, до тех пор мы существуем позитивно и осмысленно. Если нет – ущемляем себя. Болезненно, бездумно и бесперспективно».

Последние прозвучавшие на встрече зрительские отзывы были о том, что сын в спектакле приходит к покаянию и это оставляет надежду.


Аркадий Гуманюк


Фото Елизаветы Дмитриевой
загрузить еще