В Санкт-Петербурге прошел концерт-размышление «Октябрь 1917»

19 декабря 2017
Для многих он стал завершением размышлений всего прошедшего года 100-летия начала Русской катастрофы, в течение которого проходила Акция национального покаяния

«Вы живете при коммунизме!», «Куда же нам идти?», «Где правда?» – вопросы о нашей жизни, вырывавшиеся из падающих, как тяжелые гири, поэтических строк о революционных событиях столетней давности, попадали в самую точку. Мы сидели в зале петербургской киностудии «Лендок» и слушали о том безумии, которое происходило совсем рядом – на Петроградской, у мечети, на Выборгской стороне… Стреляли, грабили, упивались водкой… Как случилось, что этот безумный заблудившийся трамвай из стихотворения Гумилева уже не остановить?

Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Да и где тот вагоновожатый, который смог бы это сделать? Где тот вокзал, на котором можно купить билет в «Индию Духа»? Увы, с Россией происходит нечто обратное:

Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят – зеленная, – знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мертвые головы продают.

Поразительно, что спектакль, созданный парижским режиссером Григорием Лопухиным, внуком Никиты Струве и правнуком отца Александра Ельчанинова, для единственного показа ровно в годовщину 100-летия – 7 ноября 2017 года, повторился вновь, и уже не в Москве, а здесь, в «сердце революции». Поразительно и то, что, несмотря на сокрушающее слово, с такой силой обрушенное на зрителей во время показа, выходили мы из зала со светлым чувством.
Спектакль «Октябрь 1917». Екатерина Ливанова (МХАТ им. Горького), Артем Кадибов (МТЮЗ), Матвей Матвеев (Мим-оркестр Алишера Хасанова)
Спектакль «Октябрь 1917». Екатерина Ливанова (МХАТ им. Горького), Артем Кадибов (МТЮЗ), Матвей Матвеев (Мим-оркестр Алишера Хасанова)
Конечно, здесь большое значение имело участие в вечере известного современного композитора, заслуженного деятеля искусств России Александра Кнайфеля, который уже много лет в своем творчестве обращается к «вечному в преходящем, высшему в случайном». Прозвучавшие его произведения – молитва «Утешителю» в исполнении камерного хора «Festino» и тончайшее «Сие дитя», которое сыграл на рояле заслуженный Олег Малов, артист России, профессор консерватории, – внесли отзвук особого света и даже предрождественской радости в творившееся размышление. Произведение «Сие дитя» завершалось переходом от игры фортепиано к легкому звону прекрасных бубенчиков, которые композитор передал в зал: передавая их из рук в руки, зрители присоединялись к этому тихому звуку, напоминающему о надежде, прорастающей в сердце.
3 Камерный хор «Festino»
3 Камерный хор «Festino»
На фоне этой почти тишины вспоминались слова протоиерея Георгия Митрофанова, начинавшего вечер: «В октябре 1917 года власть в нашей стране захватили не какие-то мировые злодеи, как хотелось бы думать. К сожалению, в 1917 году наш народ, за 900 лет до этого крещеный, но совершенно не просвещенный, впал в дьявольский соблазн, с радостью восприняв предоставленное ему “право на бесчестье”. Не большевиками предоставленное, а тем хаосом русской жизни, которого жаждала народная душа».
Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор, руководитель кафедры церковной истории Санкт-Петерубргской Духовной Академии, настоятель петербургского храма во имя апп. Петра и Павла в АППО
Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор, руководитель кафедры церковной истории Санкт-Петерубргской Духовной Академии, настоятель петербургского храма во имя апп. Петра и Павла в АППО

Размышляя о необходимости покаяния сегодня, отец Георгий продолжил:  «Наш город – величайшая недоработка прежней власти. Им нужно было его уничтожить со всеми пригородами – Царским Селом, Павловском, Петергофом, Ораниенбаумом, чтобы никто не помнил, какой может быть Россия. Ведь нет ничего страшнее, чем современная руинизация в виде развития городской инфраструктуры – Россия уничтожена сейчас почти везде. Надо признать, что в ХХ веке Россия потерпела и геополитическое, и культурно-религиозное поражение».

«Казалось бы, как естественно и просто христианину признать свое поражение – ведь это и есть покаяние! Грешен – значит, могу стать лучше. Но слов о покаянии не раздается почти нигде в нашей стране сейчас. А раз так – не покаявшиеся грешники обречены творить свои грехи вновь. Но не надо печалиться. Когда мы переживем это поражение, мы станем ближе ко Христу. Я желаю всем нам, чтобы нынешний вечер стимулировал наше покаяние, только ни в коем случае не его имитацию, а глубокое, личное, сердечное, экзистенциальное покаяние. Даст Бог, тогда не в России вообще, а в конкретной жизни тех, кто собрался тут, что-то будет меняться», – завершил свое слово отец Георгий.

Неожиданно на фоне творчества ХХ века – и музыки Кнайфеля, и стихов из спектакля – зазвучали произведения Баха, Вивальди, Оттетера, Мари из XVII века. Поначалу показалось, что барочная музыка – совсем не то, что должно быть после такого спектакля. Но нет – сидевшие на сцене, сплошь усыпанной революционными газетами, символизирующими крушение России, музыканты играли на старинных инструментах, и это звучало абсолютно современно: да, катастрофа случилась, наша страна пала, но даже сквозь асфальт порой прорастают цветы. Завершилась эта часть вечера прелюдией Баха фа-минор, под которую главный герой фильма «Солярис» возвращается в отчий дом и, напоминая о блудном сыне Рембрандта, становится перед отцом на колени.
Ансамбль старинной музыки «Новая Голландия», дипломант Московского фестиваля старинной музыки
Ансамбль старинной музыки «Новая Голландия», дипломант Московского фестиваля старинной музыки

По окончании обязательной программы совсем немного, но все же удалось обсудить увиденное и услышанное. Режиссер и актеры, специально приехавшие в Петербург ради спектакля, протоиерей Георгий Митрофанов и все желающие высказывали свое отношение ко всему, что происходило с нами в ХХ веке. Особенно интересно было услышать актеров – тех, кто узнал об Акции национального покаяния непосредственно в связи с работой над этим спектаклем.

Завершая вечер, его ведущая и автор сценария спектакля Юлия Балакшина вспомнила о том, что один из первых подобных концертов-размышлений проходил в этом же зале в начале года: «Есть что-то неслучайное в том, что мы собираемся. Мне видится, что сегодня к нам был обращен вопрос: “Как жить, не уходя от истории, не забывая тех вопросов, которые она ставит, и в то же время не терять вертикали, устремленности к смыслу, находящемуся за пределами сегодняшнего дня?” Акция национального покаяния, в рамках которой проходил наш концерт, называется “Имеющие надежду”. Потому что именно покаяние, очищая сердце, дает нам по-настоящему исцелиться от ран и своей жизни, и ран истории, которые нам приходится подчас очень трудно нести в своей судьбе. Хочется думать, что об этой надежде говорили и прозвучавшие сегодня произведения – о том, что Свет во тьме светит и тьма не объяла его».
Юлия Балакшина, доктор филологических наук, председатель Свято-Петровского малого православного братства, ученый секретарь Свято-Филаретовского института
Юлия Балакшина, доктор филологических наук, председатель Свято-Петровского малого православного братства, ученый секретарь Свято-Филаретовского института

Анастасия Наконечная

 

Фото Сергея Туманова
загрузить еще