27 апреля Георгиевское малое православное братство и братство во имя Новомучеников и исповедников российских провели открытый семинар на тему «Можно ли воспитать в человеке свободу и достоинство?». Обсудить этот непростой вопрос собрались преподаватели вузов и школ. Как отметила ведущая семинара Людмила Комиссарова, заведующая Богословским колледжем при Свято-Филаретовском институте: «Это тема горячая для тех, кто учит и кто учится, а также для родителей учащихся».
Основная тенденция в сфере образования сейчас – нацеленность не на воспитание человека, а на подготовку узких специалистов. Об этом свидетельствует замена традиционных экзаменов на тесты ЕГЭ, введение универсальных учебников по разным дисциплинам, в первую очередь гуманитарным. В итоге мы получаем специалистов, которые безграмотно пишут и «Войну и мир» не читали. Казалось бы, ну и что? Однако низкий уровень культуры приводит к процветанию в обществе национализма, шовинизма, к отсутствию у человека способности самостоятельно мыслить и сопротивляться идеологической пропаганде.
Чтобы не быть голословными в обсуждении человека, живущего в современной России, семинар начался с доклада канд. социол. наук Анны Алиевой о состоянии современного общества на основе независимых социологических исследований «Левада-центра» и социально-антропологических исследований Н.Н. Козловой. Вопросы, исследованные докладчиком: кто сейчас россияне? на что они могут влиять? какие надежды возлагают? Современные россияне в большей части – это выходцы из крестьянских семей (1920-е гг. 80% населения жило в деревне, 1970-е гг. 70% жило в городе), т.е. люди с определенной культурой и жизненными практиками, предпочитавшие отвечать молчанием на насилие, и саботажем на неисполнимые приказы и законы. Статистика показывает, насколько противоречивы настроения в обществе. Например, 60% россиян, согласно опросам, считают себя достаточно свободными, при этом 50% свободными себя не чувствуют. Шокируют данные, что 50% процентов родителей подростков считают нормальным читать личные письма детей и залезать в их карманы. Едва ли это способствует воспитанию достоинства и свободы. Кроме того, оказывается, что запрос на культуру в нашей стране не имеет социальных оснований. Дореволюционное сословное общество сменилось на советское, где существовали советская номенклатура, допущенная к «кормушке», и общая масса людей, которая о ней знала только понаслышке. Каждая социальная группа имела свою мораль, и мы до сих пор не можем избавиться от сознания: «что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». По данным опросов, сегодня значительная часть доходов в российских семьях уходит на пропитание. Где уж тут думать о культурном развитии, когда более 50% населения не чувствует уверенности в завтрашнем дне. Парадокс заключается в том, что, согласно выводам социологов, жители России не ищут путей преодоления бедственного положения, но стараются уменьшить свои потребности.
– Мы попали в дырку, в провал, – так описал нынешнюю культурную ситуацию Александр Копировский, профессор СФИ. По его мнению, это надо признать и не требовать от людей грамотного письма и чтения классики. Все потому, что воспитать свободу и достоинство в человеке нельзя, это врожденные качества, при этом сословная аристократия по крови, которая эти качества взращивала в течение столетий, исчезла. Потому единственный выход из положения – это ставить задачи на далекое будущее, а современного «специалиста» призывать хотя бы к внимательности, чтобы он отслеживал те ошибки, которые ему указывает компьютерная программа, и их исправлял.
Что же может предложить педагогика такому человеку, какой он есть сегодня? Участники семинара вспомнили несколько удачных педагогических методик. Например, Юлий Халфин, учитель с полувековым стажем, создатель Школьного поэтического театра, привёл интересный факт, что согласно американским исследованиям лучшей педагогической системой в истории педагогики был признан Царскосельский лицей, где дворянских мальчиков старались научить свободно мыслить и большое внимание уделяли нравственному воспитанию. Правда, сегодня трудно представить себе возможность возрождения лицейской традиции, но некоторые ее принципы мы все-таки можем взять на вооружение: начинать с нравственного воспитания, а не с обретения знаний по разным предметам. Кроме того, у современного человека совершенно отсутствует навык преодоления жизненных трудностей, поэтому все, что требует усилий, дается с большим трудом.
– Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит, – вспомнила Людмила Комиссарова присказку своей бабушки. Нам трудно это осознать, но благодаря ограничениям, у человека появляется благодарность за то, что ему дается.
Как бы ни была катастрофична ситуация с современным образованием, как бы ни было велико давление государства на школу, все-таки, как согласились участники семинара, нет смысла в борьбе со сложившейся системой. Ведь, как известно, на ее смену могут прийти «еще худшие». Часто мы жалуемся на трудную ситуацию, говорим, что от нас ничего не зависит, но сами не спешим что-либо предпринимать. А ведь даже социологи говорят о том, что если простые люди собираются вместе и начинают действовать, то у них получается повлиять даже на принятие законов. Однако мы сами часто к действиям не предрасположены. Любой человек, как было отмечено на подведении итогов семинара, может быть педагогом, если он начинает делиться с другими. Главное, чтобы было, чем делиться, и поэтому в любом случае воспитание нужно начинать с себя.