Мы живем в области, которая до сих пор носит имя, коммуниста, «черного дьявола революции», как называли его современники, Янкеля Мойшовича, взявшего безобидный псевдоним Свердлов, открыто пропагандирующего и инициировавшего «красный террор», лично подписавшего множество смертных приговоров. В период революции 1905 года он был направлен в Екатеринбург, чтобы восстановить разгромленную парторганизацию. Здесь он широко развернулся, стал создавать боевые дружины из социал-демократов, социалистов-революционеров, анархистов и «уголовных элементов», проявив патологическую жестокость. Он объединял вокруг себя наиболее агрессивные и жестокие элементы города. «Бригада» его называлась «Боевой отряд народного вооружения». Деятельность «бригады» охватила значительную территорию, включая Пермь, Екатеринбург, Уфу, Нижний Тагил, Челябинск и другие города и поселения. «Бригада» действовала в рамках жесткой конспирации. Став вторым человеком в советском государстве, он инициировал наиболее страшные мероприятия, направленные на погром «старой России». Он активно разжигал «красный террор», фактически спровоцировал крестьянскую войну, ставшую одной из наиболее кровавых страниц Гражданской войны и стоившей России сотни тысяч жизней. Предполагают, что именно он, будучи просто одержимым идеей убийства царской семьи, был организатором этого жестокого делания. Яков Свердлов.
Живу я на улице советского политического деятеля, активного большевика 1917-го года, распространителя агитационной большевистской пропаганды и оружия для партии, главы революционного комитета Самары. Куйбышева.
Комплекс домов, где мы живем, называют «военный городок». Из окон дома виден памятник, построенный в послевоенные годы жителями городка и посвященный уральцам-первогвардейцам Второй Мировой войны 1941-1945 гг., стоявшим у истоков рождения Советской гвардии в нашем городе. Ежегодно здесь, прямо во дворе дома, проводят митинги и патриотические акции с «добровольно-принудительным» участием школьников из соседней школы и лозунгами пожилых участников митинга: «Дорогие ребята, будьте настоящими советскими гвардейцами, как ваши деды!»
Почти каждый день мы с детьми гуляем рядом с домом в парке имени мальчика из сонма пионеров-героев, культовой фигуры для советских детей, согласно официальной версии, в 1930 году донесшего на своего отца, который будучи председателем сельсовета подделывал справки «кулакам» о том, что их якобы раскулачили. Поступок мальчика советская пропаганда расценивала как подвиг во благо народа: он верил в светлое будущее и внес весомый вклад в его строительство, за что поплатился жизнью. Из мальчика сделали героя. Со временем эта история стала примером для многих советских детей. По сути – история несчастного запутавшегося мальчика, трагически погибшего (убитого в лесу братом и дедом) в том же году. Павлика Морозова.
Частенько мы гуляем на метеогорке, где расположен живописный парк с дубами и лиственницами, березами и елями, мы там собираем листья и желуди осенью, это парк имени 50-летия советской власти. Власти, сломавшей огромное количество человеческих судеб, посеявшей семена страха, недоверия, ненависти, боли, разрозненности в нашем народе, которые до сих пор дают свои всходы…
За покупками мы ходим в большой торговый центр, расположенный неподалеку от дома на улице имени интернационалиста, марксиста, первого наркома просвещения СССР, активного участника революции 1905-1907 годов и Октябрьского переворота 1917 года. Луначарского.
Мы проводим экскурсии и просто любим погулять по прекрасной городской набережной реки Исеть в самом центре города, расположенной между двумя улицами – центральным проспектом города имени главного большевика, вдохновителя и вождя революции 1917 года, «дедушки», от которого стынет кровь! Человека, устроившего беспощадный массовый террор против России и русского народа. Ленина. Его памятник по-прежнему возвышается в самом центре города на месте взорванного после революции кафедрального собора. И вторая улица – имени другого большевика, не менее известного преступника, инициатора массовых расстрелов рабочих на промышленных предприятиях Урала, среди которых были женщины и дети. Малышева. Его памятник не убрали с этой улицы, а просто перенесли.
В художественную школу мои дети ходят в Храм-на-Крови, который в 1990-е годы был воздвигнут на месте расстрела в 1918 г. семьи императора Николая II. Он стоит на улице революционера, сына революционера, который назвал свое чадо в честь Карла Маркса, идейного марксиста, одного из основателей коммунистической партии в Германии, «разжигателя национальной войны». Карла Либкнехта.
Эти истории об улицах нашего города можно продолжать…
В Екатеринбурге множество улиц, которые носят абсолютно странные, неродные нам имена. Сакко и Ванцетти – выходцы из Италии, рабочие-анархисты, представители нью-йоркской мафии. Когда на Урале велась борьба с буржуазией, их образ и деятельность, вероятно, удачно вписались в общее настроение в СССР, да и прижились.
Улица Урицкого – названа в честь революционера, председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого, славившегося особой жестокостью к «контрреволюционным элементам». Работая в Петербурге, он лично подписывал большинство приказов о массовых расстрелах.
Улица Карла Маркса, который писал о своей ненависти к русскому народу, улицы Фридриха Энгельса, Клары Цеткин, Розы Люксембург, Кирова, Коммунаров, Орджоникидзе, 3-го Интернационала, 3-й Пятилетки, 8 Марта, 22-го Партсъезда, 40-летия Комсомола, 40-летия Октября, Бакинских комиссаров, Блюхера и множество других, названных в честь, мягко говоря, странных событий и персон. Не говоря уже о том, что в городе до сих пор бытует название одного из центральных районов города – «Городок чекистов», построенного для работников НКВД и их семей (по иронии судьбы признан Объектом культурного наследия области).
Странный город, впитавший в себя дух этих людей? Или город-мученик, носящий на теле своем эти язвы?