Как воспитать человека

26 апреля 2013
23 апреля ректор Свято-Филаретовского института (Москва) священник Георгий Кочетков провел в Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург) открытый лекторий на тему, актуальную практически для каждого: «Проблемы христианского воспитания детей “Без любви человек становится мрачным, как клякса”».

23 апреля ректор Свято-Филаретовского института (Москва) священник Георгий Кочетков провел в Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург) открытый лекторий на тему, актуальную практически для каждого: «Проблемы христианского воспитания детей “Без любви человек становится мрачным, как клякса”».

Место проведения встречи было выбрано неслучайно: СФИ и РХГА давно сотрудничают друг с другом, о чем напомнил в приветственном слове ректор академии Дмитрий Бурлака.

По предложению отца Георгия Кочеткова встреча прошла в интерактивном режиме: вопросы задавали не только педагоги и родители, но и молодежь. Всего же в зале собралось больше 70 человек.

Границы и ответственность

В самом начале отец Георгий отметил, как важно отличать детей (до 12 лет) от подростков (начиная с 12 и до 16 лет) и молодежи (от 16 и максимум до 28 лет). «По моему опыту, – сказал он, – никогда нельзя вести себя одинаково с детьми, подростками и молодежью. У человека в каждом из этих возрастов должна быть своя мера свободы, а значит, и мера ответственности». Даже обращаться к ним нужно соответственно: молодежь нельзя называть подростками и тем более детьми, чтобы это не звучало унизительно, отметил он.

Фундаментальным вопросом педагогики отец Георгий назвал вопрос о границах и ответственности: «Вот этот: отвечать за что-то можно только там, где есть границы. Если границ нет – то и отвечать не за что». И такие границы сам себе может ставить только зрелый человек, спрашивая с себя, а не с других. Пока же человек не повзрослел, эти границы, требования должны ставить ему родители. Этот принцип является глубоко христианским, ведь «самый узкий и в этом смысле опасный путь для человека, но в то же время и самый благодатный, лучший, достойный, божественный – это путь любви и свободы. Именно в нем выражается наша сообразность Богу. Непонимание этого – самая принципиальная педагогическая ошибка», – заметил отец Георгий.

С этим связана еще одна проблема: сегодня у людей очень часто нет уважения к воле Божьей, нет желания исполнять Его заповеди, как часто нет желания уважать и старших. Дети не видят, чтобы «взрослые способны были ограничить себя ради Бога, ради Христа или даже только ради старших». К тому же «сегодня практически каждый боится быть старшим», а знать старшего – один из основополагающих принципов воспитания детей до 12 лет. Современному мужчине удобно, когда всем руководит жена, в т.ч. и детьми, и он, увы, легко соглашается на роль подкаблучника. Конечно, всё это плохо сказывается на детях, для которых старшим должен быть не тот, кто ими командует, а тот, кому они могут доверять, кого могут уважать, т.е. наиболее ответственный человек в семье. Еще хуже, если старшим считается тот, кто по сути им не является. Ситуация, когда руководят младшие вместо старших, в Ветхом завете называется признаком Божьего гнева, это нужно знать

Наказывать ли детей?

Дети должны очень хорошо знать закон – «что такое хорошо и что такое плохо», и если закон нарушается – должно следовать наказание. «Иначе будет вседозволенность. А она, вспомните Достоевского, – там, где Бога нет, а значит, нет предела злу и греху». Маленького ребенка достаточно шлепнуть, чтобы ему было стыдно, но не больно. Бить детей нельзя – культивировать свои садистские наклонности греховно. Неслучайно слово «наказание» – от слова «наказ», а не от слова «мщение»: в христианском воспитании невозможны жестокость, унижение. Даже самым маленьким детям категорически нельзя делать замечание в присутствии других. Исключение возможно только если совсем нет другого выхода, но это бывает крайне редко. Ведь «когда вы делаете замечание при других людях – вы невольно напрягаетесь, вносите озлобление. А свою злобу никому нельзя показывать, даже если вы это не всерьез. Нельзя ею никого заражать. У нас в народе и так слишком много злобы, обид, зависти, гнева, страстей. На нашей земле столько грехов, что непонятно, как она до сих пор нас носит» – об этом отец Георгий, принявший исповедь за всю жизнь у десятков тысяч людей, знает не понаслышке.

Какие наказания сегодня самые действенные? Запрет пользоваться компьютером, телевизором, мобильным телефоном, например, на месяц; отказ взять ребенка с собой в храм, вместе помолиться. Всё это очень тяжелые наказания за действительно тяжелые проступки. Нужно помнить, что наказание всегда должно соответствовать проступку.

А еще – «умейте прощать, показывайте пример простой доброты. Иногда даже нужно сделать вид, что вы чего-то не видели и не слышали. Ведь мы не в концлагере, чтобы наказывать за любой проступок». Главное – чтобы дети выросли настоящими людьми, научились жить по-человечески, а значит – по-Божески.

Как реагировать на агрессию

Каждый ребенок рано или поздно сталкивается с агрессией – на детской площадке, в детском саду, в школе. Если не отвечать на это – его «затюкают», но как отвечать на агрессию по-христиански, достойно? Важно, чтобы ребенок знал, что «агрессия – всегда проявление зла, независимо от того, от него ли идет агрессия или по отношению к нему, виноват он или нет. Иногда такое зло может быть выбором из двух зол меньшего, если человек не нашел другого выхода, а его надо искать и можно найти: молитву, доброе слово, что-то еще».

В этом вопросе есть один важный аспект: «Если агрессия совершается по отношению к слабому, ребенок должен знать, что он обязан защитить обижаемого. Об этом нравственном императиве наше общество забыло, мало кто готов рисковать собой ради защиты обижаемого или слабого». Агрессию же по отношению к себе ребенок волен и простить.

Трудный подростковый возраст

Говоря о подростках, отец Георгий отметил, что всем известный переходный возраст не всегда был таковым. Его причины отец Георгий связывает с тем, что ребята «стали много внимания уделять жизни внешней, плотской – во что одеваются, чем питаются, где живут, резко возрос интерес к сексуальной сфере по сравнению с ХIХ в.». Кроме того, большое влияние на подростков оказывает кризис семьи – ссоры, разводы, раздоры, которые сейчас являются константой нашей жизни. Именно с этим связано большое количество абортов, суицидальных попыток, распространение гомосексуализма и т.п. Все эти современные проблемы носят системный характер, а не являются отклонениями лишь отдельных людей, и справиться с ними в ближайшее время будет очень трудно, если не невозможно.

Главное, что нужно делать с подростками (начиная с 12 лет), – это отпустить их на свободу, ведь они уже не дети. Конечно, это должна быть ограниченная, но все-таки реальная свобода – по крайней мере, по всем принципиально важным вопросам нужно с ними советоваться.

Ведь что характеризует современных детей, подростков, молодежь? Они не умеют выбирать, просто не попадают в ситуацию выбора. «Подростки, например, в отличие от детей не будут просто так повторять что-то за старшими, им нужно всё пропустить через горнило сомнений. Это самое опасное, но им нужно через это пройти». Нужно ставить вопросы перед их совестью, умом и чувствами и уметь уважать их выбор, конечно, если он не приводит к грехам и страстям. При этом «уважение совсем не означает одобрения. Так же и подросток должен научиться уважать свободу родителей, это взаимная задача». «Тайна свободы – это тайна духа, это не только свобода выбора. И, конечно, если подросток хочет проявлять свою свободу – то пусть отвечают за ее последствия». Если он поступил благородно – не скупитесь на благодарность, но и тут нужна мера.

Подростки «должны понимать, что в их возрасте люди часто делают такие ошибки, которые могут мучить их потом всю жизнь». Об этом «совершенно не нужно говорить на исповеди детям до 12 лет, а подросткам – нужно обязательно». Проблема в том, что им хочется быть свободными, а чувства ответственности у них еще нет, часто нет даже простого чувства самосохранения. «Поэтому, когда им хочется всё попробовать, я говорю: не экспериментируйте в области этики, этика не терпит эксперимента, ну а если вляпались – старайтесь быстро исправляться и делайте выводы».

В общении с подростками рассчитывать на помощь социума, среды, группы, класса почти не приходится, надо самим создавать необходимую среду для подростков и помнить при этом, что именно для них родители часто совсем не указ. Подростку легче что-то воспринять от третьих лиц, но никак не от родителей. Поэтому родителям лучше обратиться к своим друзьям или к друзьям своих детей и попросить их поговорить о каких-то сложных вопросах. Самим родителям здесь не справиться: в этом возрасте очень не хватает доверия и общности. Поэтому именно начиная с подросткового возраста люди должны учиться помогать друг другу, исходя из авансов доверия.

О смысле

В 15-16 лет шансов стать сознательным христианином у подростка немного. Так устроена наша общественная и церковная жизнь. «Малышам, пока они не вдумываются, хорошо в храме, они чувствуют там себя, как рыбки в воде». А подросток начинает сталкиваться с вопросами о смысле происходящего. Но со смыслом у нас проблема, начиная с церковнославянского языка: ведь и родители его не понимают, хотя дело, конечно, не только в языке. Можно сказать одно: «движение человека к Богу, к ответственной вере сегодня очень усложнено. Поэтому когда подросток хочет ответить на вопрос, почему он христианин, он, как правило, ответить не может».

Христианин становится сознательным, когда научается преодолевать искушения, и происходит это обычно не раньше 20-21 года, когда он набьет себе шишек, а не просто будет философствовать. До этого возраста приходится терпеливо ждать и оберегать своих детей от крайностей.

У молодежи свои проблемы. Вот реальный случай из жизни молодого человека 18 лет. Он привел домой девицу и стал с ней жить при живых родителях, утверждая, что он свободный взрослый человек. И тут выход один: «либо выполняй основоположные требования своих родителей и не живи в их доме в любодеянии, либо, если хочешь грешить, сам зарабатывай, снимай жилье, обеспечивай себя и живи как хочешь», сказал о. Георгий. ­ «В таких редких случаях приходится действовать жестко, но иначе нельзя, правда, таких требований должно быть чрезвычайно мало».

За молодежь совершенно невозможно принимать решения, им можно только помогать в принятии и исполнении решений. Таков закон жизни взрослых, а значит, и молодежи. Давайте им авансы любви и доверия. Это трудно, для этого нужно иметь широкое сердце и большую веру в Бога и в человека.

Искать лучший выход

В завершение встречи отец Георгий пожелал присутствующим в любых ситуациях «искать лучший выход из положения, который всегда есть, во всяком случае, у человека верующего». «Только у неверующих бывают безвыходные ситуации, – сказал он. – Правда, часто этот выход не лежит на поверхности, но Господь всегда помогает: находите его и действуйте. Нашему народу сейчас очень важно обретать качество жизни через такой поиск и такие действия. Накапливать опыт умения жизни в добре, красоте, любви, свободе, вере, делиться этим с другими людьми, не считаясь со своим временем, силами, средствами. Сейчас в наш народ надо вкладываться».

Анастасия Наконечная
Фото Сергея Туманова
Информационная служба Преображенского братства
конец!