В состав паломнической группы, приехавшей в Россию поклониться Казанской иконе Божьей матери и возглавляемой отцом Манфредом Дезелерсом, немецким католическим священником, руководителем Центра диалога и молитвы в Освенциме, вошли священники из прихода в Аушвице, христиане из Клуба католической интеллигенции (Варшава), Движения папы Иоанна-Павла II (Краков), Института культуры, встречи и диалога в Кельцах, Конгрегации сестер Сионской Божьей матери и др.
После представления паломников и сообщения заместителя председателя Преображенского братства Владимир Якунцева о возникновении Братства Юлия Балакшина, член оргкомитета Акции национального покаяния «Имеющие надежду» и председатель Свято-Петровского малого православного братства, рассказала об Акции, инициированной Преображенским братством и проходящей в год столетия революции. Гости, которые специально приехали в загородный дом Культурно-просветительского центра «Преображение» для разговора об Акции национального покаяния, задали вопросы и рассказали об усилиях покаяния и примирения, которые прикладывают христиане в Германии и Польше.
Казалось бы, чем может заинтересовать граждан другого государства Акция национального покаяния, обращенная к жителям нашей страны? Однако гости охарактеризовали ее как «вдохновляющую инициативу снизу, которая не только производит впечатление, но и дает надежду», а один из паломников признался, что главной причиной его приезда в Россию стало именно желание поговорить об Акции национального покаяния с ее инициаторами.
Гостей интересовало все: в чем каждый из членов Преображенского братства видит воплощение личной ответственности за произошедшее с русским народом; как понимается покаяние – как угрызения совести или нечто большее; считаем ли мы, что есть связь между революцией 1917 года в России и Первой мировой войной; когда и где будут опубликованы личные истории, которые собираются в рамках Акции и т.д. В том числе, паломники спросили о том, какие проблемы, связанные с тем, что произошло сто лет назад, остаются актуальными для нашего народа.
– Главная проблема – подлинности. Все раздвоено, раздвоены люди как личности. Не случайно наше общество одно самых психически нездоровых в мире: нет подлинности и целостности на всех уровнях. Поэтому нет авторитетов, нет примеров, на которых люди могли бы строить свою жизнь. И очень трудно им говорить о том, что таким примером мог бы в первую очередь быть Христос: они ощущают слишком большую дистанцию между собой и Господом, – ответил на вопрос священник Георгий Кочетков, основатель и духовный попечитель Преображенского братства.
– Исходя из этого легко понять, почему нет ответственности за прошлое, настоящее, будущее. Огромное количество молодежи даже не уверены, что они хотят жить в этой стране, они не ощущают себя русскими, даже если у них в паспорте написано «русские». Они совсем не знают, что значит быть русскими, поэтому им трудно оценить прошлое. Не знают хорошо ли то, что была Российская империя, император или плохо, поэтому они одновременно могут высказывать противоположные мнения. Эта безосновность внутренней жизни – самое страшное. Поэтому часто вместо веры они обретают суеверия. И не потому что они плохие или злые люди, совсем нет. Но для того, чтобы творить добро, нужно на что-то опереться, а с этим большие проблемы, – добавил он. – Поэтому у нас примерно одного качества и официальная идеология, и оппозиционная. И очень модно все критиковать, потому что что-либо утверждать люди не готовы.
Наследие советских времен проявляется и в том недоверии, которое укоренилось в нашем народе, в том числе и по отношению к заявлениям первых лиц общества и церкви; и в страхе, из-за которого люди боятся поддержать такие инициативы как участие в памятных мероприятиях в Медном – месте, где были захоронены репрессированные в 1930-е годы граждане СССР и в 1940-е годы польские военные. «Страх и раздвоенность губят все», – подытожил отец Георгий Кочетков.
Еще один вопрос, который задали гости – как назвать зло злом, не осуждая конкретных людей?
– Мы не хотим осуждать людей, потому что, с одной стороны, есть Божий суд, и с другой –придет время, когда придется разбираться подробнее. Но когда оно придет, мы не знаем. Например, когда 30 октября в День памяти жертв советских репрессий мы читаем по мартирологам имена, фамилии и последнее место работы погибших людей, нам нередко встречаются еврейские имена и их место работы НКВД, и мы понимаем, что это палачи. Но мы за них тоже молимся, раз они сами стали жертвами. С нами очень многие православные люди не соглашаются. Говорят «почему вы молитесь за некрещенных, за откровенных палачей», а мы принципиально стоим на том, что мы молимся за всех жертв советских репрессий, – сказал священник Георгий Кочетков.
– Мы обращаем Акцию национального покаяния ко всем, даже к тем, кто был жертвой советского режима и никогда не сотрудничал с ним. Я знаю очень хорошо по некоторым своим родным и близким, которые были как раз в этой части народа, что обращать призыв к покаянию нужно и к ним. Потому что человек всегда может спросить с себя «может быть, я не сделал то, что должен был сделать», ведь мы отвечаем не только за то, что сделали, но и за то, что должны были сделать, но не сделали. И здесь судить извне становится невозможно, – добавил он.
– Главной задачей Акции прежде всего является исцеление корней жизни. Потому что древо нашей жизни столь больно, что исцелять его, убирая только сухие веточки и больные листики, невозможно. Мне кажется это единственный реальный шанс прийти к цели, – сказал в завершение этой части встречи отец Георгий. – Нам часто говорят: «посмотрите, сколько больных, сколько коррупции, куда ни глянь – одни проблемы, занимайтесь же этими проблемами». Но мы отвечаем, что всех этих проблем мы не решим, их слишком много. И поэтому мы концентрируем силы только на задаче исцеления корней, чтобы росло нечто здоровое. В этом не очень явная интенция нашей Акции национального покаяния.
Отец Манфред Дезелерс говорил о покаянии немецкого народа за преступления фашистского режима. После окончания войны в 1945 году немцы в Западной Германии в принципе не хотели разговаривать на тему войны: все сконцентрировались на строительстве нового, на будущем. Те дети, которые в это время родились, слышали только рассказы о том, что немцы тоже были жертвами, страдали в советских лагерях и от бомбардировок. Какое-то осмысление началось, когда это поколение детей выросло и обратилось к родителям с вопросом о том, что они делали во время Второй мировой войны.
– Это немецкая рана, и многие немцы этого поколения идентифицировали себя не как немцев, а как европейцев. Процесс примирения с соседними народами начался с одной стороны на политическом уровне – возник европейский союз, – рассказал отец Манфред. – С другой стороны, очень важна была акция покаяния, инициированная немцами-протестантами, которые всегда были в оппозиции к нацизму и очень хотели примириться с другими народами. Они отправляли верующую молодежь на Восток и в Израиль, чтобы те, например, помогали в домах престарелых и в больницах. Совершили покаянное паломничество в Польшу и обустроили Аушвиц как место памяти. Примерно в то же время Международное движение «Пакс Кристи» начало подобную деятельность с паломничеств во Францию и в Польшу, – рассказал отец Манфред. – Теперь мы являемся немцами после Аушвица и это связано с осознанием нашей вины. Об этом говорится во всех школах Германии, в центре Берлина есть мемориал жертвам Холокоста. Есть сознание, что все немцы виноваты, но остается вопрос о том, какое лично каждый имеет к этому отношение.
– Я тоже ребенок этого времени и в рамках этих покаянных акций я полтора года трудился в Израиле, в основном работал в больнице с неполноценными детьми и с теми, кто покинул Европу после Второй мировой войны… Я никогда не говорил им – «прошу у вас прощения», ведь я лично ничего не сделал, но говорил «мне очень жаль, что мой народ это вам сделал, мне очень больно от этого, я готов все сделать для того, чтобы эти раны были уврачеваны; и я благодарен вам за то, что вы позволяете мне сегодня быть вашим другом», – добавил отец Манфред. – Я не убегал от истории, не уходил от этих ран, но искал свое место.
Станислав Латек, секретарь Клуба католической интеллигенции в Варшаве, рассказал об усилиях по примирению и покаянию, которые Клуб предпринимает, начиная с момента его возникновения в1956 году. Клуб католической интеллигенции не зависит ни от государственной власти, ни от церковной иерархии и не определяется никаким политическим движением, но занимается осмыслением культурных и общественных проблем. Две основные задачи клуба – «поиск всеобщего блага и духа диалога и взаимного уважения». Члены Клуба выступают за солидарность польского народа и борются с нарушениями конституционных свобод, антисемитизмом, который в Польше является серьезной проблемой и по сей день, и проявлениями нетерпимости к другим нациям. К концу 1980-х гг. Клуб стал той площадкой, на которой стал возможен диалог власти, представителей церкви и оппозиции.
Подробно остановился на пробуждении покаянного чувства народа за антисемитизм Богдан Бялек, президент Института культуры, встречи и диалога в Кельцах, сопредседатель Польского Совета христиан и евреев, главный редактор научного журнала «Charaktery». Он рассказал о том, как с начала 1980-х годов вел деятельность, направленную на осознание вины жителями города Кельцы за еврейские погромы, произошедшие 4 апреля 1946 года (было убито 42 человека и 100 ранено).
– Я был очень удивлен, когда пытался заговорить с жителями Кельц в конце 1970-х годов на эту тему – они ничего не знали, даже те, кто там родился. А если даже и знали что-то, то не хотели со мной разговаривать... И у меня создалось впечатление, что я касаюсь очень глубокой раны, которая до сих пор гниет, – сказал Богдан Бялек.
Самые разнообразные действия, предпринятые им вместе с единомышленниками на протяжении более чем сорока лет, – проведение в местном кафедральном служб в память жертв той трагедии; выпуск независимой местной газеты, в которой регулярно поднималась эта тема; организация встреч с жертвами той трагедии; проведение памятных мероприятий, в том числе ежегодного памятного шествия; установка памятников; открытие Института культуры, встречи и диалога, где постоянно действует выставка о погроме и проводятся мастерские для учителей городских школ, – привели к тому, что в жители города осознали свою вину, зло было названо злом, в том числе и на официальном уровне, а также произошло примирение с пострадавшей стороной.
– Мы рассказываем о погроме не как об историческом, а как о моральном факте. Говорим о том, что большое зло не случается неожиданно: оно начинается с малых шагов, и личная ответственность каждого за произошедшее основывается на памяти об этом погроме и состоит в том, что каждый из нас должен реагировать на самые малые проявления этого зла, – добавил Богдан Бялек.
Отвечая на вопрос о возможности примирения между жертвами и палачами, отец Манфред Дезелерс сказал:
– Не может быть примирения без правды. Молодежь часто говорит «мы хотим быть вместе, мы не хотим помнить, что кто-то из нас – дети эссовцев, а кто-то – дети жертв, мы просто хотим вместе веселиться», но пока эта рана не исцелена, она будет давать о себе знать. И достаточно малейшего напряжения, обострения, чтобы все вспомнили, кто они. Примирение возможно только с памятью, а не без нее… Глубокое доверие, способствующее подлинному примирению, возникает между людьми, когда я признаю «мой дед был в СС, я сожалею о том, что было сделано и готов трудиться, чтобы примирение произошло сейчас, в потомках». Мы не можем сказать, что все были в одинаковой ситуации, поэтому невозможно ставить один памятник и для жертв, и для палачей. Но можем вместе оплакивать жертв – это тоже объединяет.
– Как мы видим, проблемы, связанные с преодолением негативных последствий событий XX века до конца не разрешены еще нигде. И если не сделать перед лицом Божьим и перед лицом человеческой совести то дело, которое необходимо выполнить, могут быть очень плохие последствия в ближайшем будущем. Ранее мы говорили с отцом Манфредом о том, что у Церкви здесь есть особые возможности, которые превышают возможности политиков, это очень важно, я совершенно с этим согласен, потому что Церковь существует не только как организация, она существует, прежде всего, как горение сердец тем огнем, который послал нам Господь Иисус Христос. И мы опираемся именно на эту силу Христова духа, а значит силу Христовой любви. Именно Христова любовь заставляет нас ставить на первое место то дело покаяния, которое мы стараемся совершать, – сказал отец Георгий Кочетков.
Встреча завершилась совместной молитвой о единстве церкви, единстве Европы и о том, чтобы тяжелые раны, полученные народами в XX веке, были исцелены с помощью Божьей.
Дарья Макеева
Фото Кирилла Мозгова