Николай Николаевич Неплюев (1851–1908), наследник древнего дворянского рода, к которому принадлежали митрополит всея Руси Филипп (Колычев) и основатель Оренбурга И.И. Неплюев, как может показаться, не вошел в историческую память России, но, несомненно, является одной из ключевых фигур ее духовной истории. Задумавшись о призвании русского помещика, он смог перейти от слов к делу и создать в своем имении в Черниговской губернии сначала школу для крестьянских детей, затем Крестовоздвиженское Трудовое братство, в которое вошли выпускники этой школы. Неплюев не только финансово обеспечил созданные им учреждения, но одухотворил их своей идеей и своей любовью. Во всех своих начинаниях он исходил из евангельских слов «Бог есть любовь» и стремился так организовать жизнь крестьян, чтобы «вера, действующая любовью», стала жизнетворной энергией и высшей ценностью их совместной жизни, «стройно организованной на основе добра» и «дисциплины любви».
Будучи гениальным педагогом, Неплюев создал уникальную воспитательно-образовательную систему, которая позволяла забитым и забытым крестьянским ребятишкам преобразиться в думающих, обладающих подлинным человеческим достоинством личностей и глубоко верующих христиан.
Крестовоздвиженская школа стала колыбелью Трудового братства, явившего России и Русской православной церкви реальный пример христианского единства людей вне зависимости от их сословных, имущественных и иных различий.
Опыт школ и братств Неплюева был высоко оценен св. прав. Иоанном Кронштадтским, проф. Московской духовной академии М.М. Тареевым, проф. Киевской духовной академии В.И. Экземплярским и др. Русский религиозный мыслитель В.С. Соловьев, размышляя о пути Неплюева, писал: «В том-то и все значение таких людей, что они не преклоняются перед силой факта и не служат ей. Против этой грубой силы того, что существует, у них есть духовная сила веры в истину и добро – в то, что должно быть. Не искушаться видимым господством зла и не отрекаться ради него от невидимого добра есть подвиг веры. В нем вся сила человека. Кто не способен на этот подвиг, тот ничего не сделает и ничего не скажет человечеству. Люди факта живут чужой жизнью, но не они творят жизнь. Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми, – они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества».
На экспозиции представлены оригинальные фотографии, документы, книги из архивов потомков братчиков и столичных библиотек, копии документов и фотографий из собрания музея Н. Неплюева и Трудового братства (с. Воздвиженск), Центрального государственного архива кинофотофонодокументов (Санкт-Петербург).