Выставка – почти десяток стендов с черно-белыми фотографиями. На них – лица людей из другого мира, еще не тронутого страстями революции. На больших, от пола до потолка окнах Иностранки – тоже старые фотографии, фигуры на них подсвечены неярким ноябрьским светом и кажутся живыми. В стеклянных витринах – раритетные вещи: тарелки, ножницы, броши, щипцы для сахара, глиняные игрушки. Сразу замечаешь, что все они очень хороши, красивы, единичны, без тени штампованного усредненного быта. Привнесение красоты и смысла, преображение личности и пространства – те цели, которые ставил перед собой и перед своими учениками русский помещик Неплюев.
Гости и посетители Иностранки оказались в этот день в библиотеке не случайно. Об этом в приветственном слове сказала директор Выставочного центра ВГБИЛ Татьяна Феоктистова. Татьяна Евгеньевна заметила, что посвященную Неплюеву выставку «Он не преклонился перед силой факта», названную по цитате о нем Владимира Соловьева, обязательно должны увидеть читатели именно этой, старейшей московской библиотеки, потому что здесь есть зал религиозной литературы, что до сих пор является редкостью.
– Дорогие мои! Позвольте передать вам привет и поклон от генерального директора нашей библиотеки, Екатерины Юрьевны Гениевой, которая сейчас находится в Испании, – сказал заведующий отделом Религиозной литературы, главный научный сотрудник Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Евгений Рашковский. – Хочу отметить, что эту выставку нужно смотреть несколько раз. Она богата смыслами и заставляет о многом задуматься, в частности, о том, что христианство никогда не бывает без другого человека, без внимания к другому человеку. Я благодарю Свято-Филаретовский институт и наш выставочный отдел, который много сделал, чтобы вписать эти образные и духовные содержания в пространство библиотеки.
Аристократ, оставивший блестящую дипломатическую карьеру ради того, чтобы воспитывать крестьянских детей, – Николай Неплюев был явлением уникальным. В своем имении он построил школу, куда набрал учеников из беднейших семей. Наряду с просто качественным сельскохозяйственным образованием, необходимым для жизни в деревне, он преподавал классическую музыку, теорию искусств, иностранные языки, литературу. Это была одна из самых удивительных педагогических систем, которую Неплюев выстроил сам. Но самое главное, что лежало в основе общей жизни, была христианская вера. Неплюев всерьез считал, что люди должны жить по евангельским принципам любви и свободы. Можно сказать, что этот эксперимент ему удался. К концу XIX века ученики Неплюева образовали Крестовоздвиженское православное трудовое братство. Братчики поддерживали огромное хозяйство – у них были свои пастильное производство, сырный завод, фермы. На полях они установили душевые кабинки, а между домами наладили телефонную связь Siemens – немыслимые по тем временам новшества! В 1901 году Николай Неплюев по дарственной передал все средства во владение братству. Стоит отметить, что всю жизнь Неплюев, в отличие от многих современников, ратовал не просто за образование людей, а именно за просвещение – внесение света в жизнь. Он воспитывал личностей, которые были в состоянии соединять в себе подлинную христианскую веру и высокую культуру.
– Наш институт, помимо учебной и научной деятельности, занимается организацией выставок такого рода, потому что культурная и духовная жизнь неразрывны, – сказал Александр Копировский, профессор Свято-Филаретовского института, – они должны взаимно проникать друг в друга. Понятия «культура» и «церковь» часто противопоставляют, хотя они должны бы писаться через черточку. Не бывает церкви без культуры – в таком случае это не церковь. А культура без церкви – это дерево без корней, которое либо засохнет, либо не принесет плода. Я сердечно благодарю Библиотеку иностранной литературы за возможность представить выставку здесь, потому что труды Неплюева именно сейчас нуждаются в прочтении и осмыслении.
Экспозиция расположена в холле третьего этажа центрального здания Иностранки, рядом с американским центром. Слышится речь с иностранным акцентом: «Расдавал сфое имущество? Прафославный? Непльюев?» Парадокс в том, что имя Николая Николаевича Неплюева, одного из самых замечательных людей, создавшего дело, которому не было аналогов ни в свое, ни в другое время, – оказалось накрепко забыто.
– Восстановление имени – одна из наших основных задач, – сказала руководитель Музейно-выставочного отдела Культурно-просветительского фонда «Преображение» . – Он ведь действительно не преклонился перед силой факта, не хотел быть статистом в истории, хотел в ней деятельно участвовать, но не насильственно, а используя другие методы: лично отвечая за то, что происходило вокруг него в стране. Все его дело было связано с желанием доказать, что жить по-евангельски – возможно. И он доказал это всей своей жизнью: братство жило и процветало не один десяток лет до тех пор, пока не было физически уничтожено большевиками в конце 1920-х годов.
Наталья Федоренко – праправнучка Василия Константиновича Федоренко, одного из первых учеников и последователей Неплюева. Она показывает своего предка на большой фотографии – вот он, в верхнем ряду в круглых очках. Сама Наталья с детства слышала, что ее прадед был связан с именем Неплюева, но особого значения этому не придавала, пока не попала на выставку.
Экспозиция о Неплюеве приехала в Москву впервые и на ней представлены новые факты: за последние полтора года у исследователей появились документы и свидетельства, о которых они раньше даже не догадывались. Об этом рассказала преподаватель Свято-Филаретовского института, историк Наталья Игнатович, которая уже много лет занимается изучением материалов Крестовоздвиженского братства. Долгое время оставалось неизвестным, что у Николая Николаевича были последователи и в советское время. Несколько лет назад ей передали документ из Исторического архива Санкт-Петербурга, который открыл имя епископа Макария (Опоцкого). После того, как будущий владыка Макарий познакомился с Неплюевым, его жизнь перевернулась. Он тоже стал собирать вокруг себя людей, пытаясь организовать жизнь на евангельских началах. Владыка Макарий был неоднократно репрессирован и, тем не менее, всякий раз не боялся говорить: «Я считаю моим учителем Неплюева».
В заключение вечера гости участвовали в круглом столе «Общение и гонение». Такие противоположные на первый взгляд понятия оказались неразрывно связаны. Почему хорошее дело, которое делал Неплюев, практически сразу вызвало неприятие? Почему ему чинили препоны на самых разных уровнях? Почему противление в какое-то время возникло изнутри самого братства, подорвав здоровье Николая Николаевича? Разговор о природе зла требует особого разговора. Собравшиеся говорили, что во времена коллективизации было немало общин – протестантских, толстовских, молоканских, которые делали много хорошего: передавали молоко в детские дома, кормили обездоленных, исправно платили налоги, но именно это вызывало у окружающих какую-то особую злобу, которая бывает в те периоды истории, когда «накатывает идеологически оформленное зло». Продолжая эту тему, участники круглого стола говорили, что гонения на христиан продолжаются и по сей день. Как иначе можно прокомментировать факт, что каждые семь минут в мире погибает один христианин, или то, что в исконно христианских странах под флагом политкорректности людям запрещают носить нательные кресты?
Евгений Рашковский сказал, что христианство никогда не апеллирует к людям в массовом порядке, это всегда, в любых исторических условиях призыв к каждой личности, и основное послание, которое оно нам несет: «В мире будете иметь скорбь». Но иначе жить невозможно. Это вечная проблема осоления мира через личный подвиг, который совершил Николай Николаевич Неплюев.