«Он не преклонился перед силой факта»

27 сентября в Подмосковье открылась выставка, посвященная 160-летию аристократа, просветителя, богослова, основателя трудового братства Николая Николаевича Неплюева

27 сентября в загородном доме Культурно-просветительского центра «Преображение» открылась выставка «"Он не преклонился перед силой факта". Н.Н. Неплюев и его Крестовоздвиженское братство», посвященная 160-летию аристократа, просветителя, богослова, основателя трудового братства Николая Николаевича Неплюева (1851-1908).

Это уже вторая выставка, организованная Культурно-просветительским фондом «Преображение» и Преображенским содружеством малых православных братств. Соучредителями также стали музей «Трудовое братство Н. Неплюева» (с. Воздвиженское), Всероссийская Государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино (Москва), Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва).

Николай Николаевич Неплюев, наследник древнего дворянского рода, к которому принадлежали митрополит всея Руси Филипп (Колычев) и основатель Оренбурга И.И. Неплюев, как может показаться, не вошел в историческую память России, но, несомненно, является одной из ключевых фигур ее духовной истории. Задумавшись о призвании русского помещика, он смог перейти от слов к делу и создать в своем имении в Черниговской губернии сначала школу для крестьянских детей, затем Крестовоздвиженское трудовое братство, в которое вошли выпускники этой школы.

В торжественном открытии выставки приняли участие священники, музейные работники, члены Преображенского братства, исследователи наследия Н.Н. Неплюева, и специально приглашенные потомки членов Крестовоздвиженского трудового братства.

Свящ. Георгий Кочетков, духовный попечитель Преображенского братства и ректор СФИ, поприветствовав всех собравшихся, подчеркнул, что Николай Николаевич Неплюев – уникальный пример человека, не только исполнявшего свое призвание, но и создавшего трудовое братство на основании духовных законов, по которым живет Церковь – любви, свободы, личностности, соборности. По мнению о. Георгия, история России имеет достаточно богатое наследие, которое можно и нужно актуализировать, и пример Николая Николаевича Неплюева необходим сейчас и церкви, и обществу. Он и его братство, которое нельзя отделить от него, вместе поверили в то, что можно жить по Евангелию, не раздваиваясь, целостно, что можно устроить жизнь на основах братолюбия – и осуществили это.

Дмитрий Гасак, председатель Преображенского братства, охарактеризовал Николая Николаевича как одного из самых замечательных, светлых людей в истории российского общества: «Для нас это имя дорого постольку, поскольку оно связано с возрождением живой, народной и, в то же время, просвещенной веры в Бога и жизнью по этой вере». Дмитрий Гасак поблагодарил создателей выставки и рассказал о том, что в рамках XXI Международной конференции «Служение Богу и человеку в современном мире» 29 сентября в Российской академии образования пройдет вечер памяти Н.Н. Неплюева.

Автор выставки Светлана Чукавина рассказала об истории создания экспозиции, отметив, что наследие Николая Николаевича было колоссальным и многообразным. Она выразила надежду на то, что выставка вдохновит исследователей заниматься не только общим изучением жизни Николая Николаевича, но и более частными вопросами, которые сейчас требуют разработки: педагогической системой Неплюева, историей Крестовоздвиженского трудового братства, жизнью братства в советское время, последователями Николая Николаевича и его братства и т.д. Светлана Чукавина поблагодарила Регину Черняк, предоставившую на выставку оригинальные материалы, Валерия Авдасёва, директора музея «Трудовое братство Н. Неплюева», а также всех, кто участвовал в подготовке проекта.

Для первых посетителей экспозиции Светлана Чукавина провела экскурсию, в завершение которой певица Елена Котина исполнила романсы «К детям» и «Подвиг»: музыку на стихи известного богослова А.С. Хомякова написал сам Николай Николаевич Неплюев.

После экскурсии гости делились впечатлениями о выставке.

Татьяна Феоктистова, директор выставочного центра Всероссийской Государственной библиотеки иностранной литературы имени М.И. Рудомино: «Выставка подготовлена высокопрофессионально, с большим знанием дела, а также с глубоким пониманием целей и задач, которые авторы перед собой ставили. Я желаю этому проекту счастливого будущего и считаю, это нужно показать в Москве, и я думаю, что мы в ВГБИЛ рассмотрим этот вопрос. Но я думаю, что нам нужно не просто показать выставку, а собрать круглый стол, чтобы поговорить о братских движениях, и не только в исторической ретроспективе, но и о том, как они пережили ХХ столетие, каковы они на сегодняшний день».

Ольга Познина, внучка члена братской Думы: «Спасибо за предоставленную возможность. Я узнала об этой части истории своей семьи в тридцатилетнем возрасте. Мне рассказывала об этом бабушка, а дедушка, Иван Сильвестрович, был во втором выпуске Неплюевской школы и преподавал там. Тогда я впервые услышала об этом и экономическом, и духовном опыте. Это как-то не очень обсуждалась в семье из-за репрессий».

Валерий Авдасев, директор музея «Трудовое братство Н. Неплюева»: «Очень радостно, что история удивительного человека – Николая Николаевича – стала известна более широкому кругу, потому что в месте, где он жил, об этом мало кто знает. Меня привлекло в Николае Николаевиче то, что, при всем его богатстве и аристократизме, в нем соединялись духовность и искренняя любовь к никому не нужным крестьянским детям, и он смог создать из них уникальное христианское сообщество, собрать его по крупицам. Судьба Неплюева – пример такой праведной христианской жизни. Люди разных сословий соединялись во имя Христа в это братство, создав христианскую крохотную цивилизацию, память о которой вдохновляет нас на добрые поступки, на то, чтобы слово не расходилось с делом. Спасибо за ваши усилия».

Людмила Федоренко, внучка члена братской Думы: «Мой дед Василий Константинович Федоренко был духовным последователем и секретарем Николая Николаевича, а его брат Павел Константинович написал книгу о братстве Неплюева «Серебряные нити». Мне было очень радостно увидеть на одном из стендов выставки цитату из этой книги. Одним из самых интересных экспонатов выставки, кроме фотографий и документов, являются кирпичи – кирпичи из Воздвиженского, с кирпичных заводов братства с буквами "ТБ" (Трудовое братство) и "НН" (Николай Неплюев) – это, наверное, самые реальные экспонаты. Хочу выразить большую и искреннюю благодарность устроителям выставки особенно культурно-просветительскому фонду "Преображение" за возрождение памяти о Н.Н. Неплюеве его братстве».

Справка

Николай Николаевич Неплюев родился 11/24 сентября 1851 года, в местечке Ямполь (сейчас это районный центр в Сумской области на Украине). Он вырос в богатой респектабельной семье, принадлежащей древнему дворянскому роду. С детства сам Неплюев был человеком глубоко верующим, и именно детские духовные переживания сыграли впоследствии решающую роль в его жизни.

По окончании в 1875 году Петербургского университета Николай Николаевич поступил на службу советником русского посольства в Германии. Но вскоре он почувствовал, что столь естественная для потомственного аристократа дипломатическая служба не его удел. Жизнь полная роскоши и удовольствий «большого света», которую он вел согласно своему привилегированному статусу, явно противоречила идеалам христианской любви, жившим в его душе, звавшим к самопожертвованию и служению ближним, и эта раздвоенность, по признанию Неплюева, все более терзала его совесть. Его внутренняя драма разрешилась духовным прозрением, которое явилось ему в сновидении: «Я увидел себя в родном селе, окруженным крестьянскими детьми. Лица их были преображенные, просветленные гармоничным сочетанием света, разума и вдохновения любви. Среди них я дышал дорогой, родной атмосферой любви». В 1877 году Николай Неплюев оставил карьеру дипломата и, возвратившись из Мюнхена в Россию поступил вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию.

Задумавшись о призвании русского помещика, Николай Николаевич смог перейти от слов к делу и создать в своем имении в Черниговской губернии сначала школу для крестьянских детей, затем Крестовоздвиженское Трудовое братство, в которое вошли выпускники этой школы.

С осени 1880 года Неплюев поселился в родовых поместьях – местечке Янполь и хуторе Воздвиженском, Глуховского уезда, Черниговской губернии. С помощью матери и сестер Ольги Николаевны Неплюевой и Марии Николаевны Уманец, борясь с непониманием со стороны отца – Черниговского предводителя дворянства, великосветских знакомых и «прогрессивной  общественности», увлеченной новейшими социалистическими теориями, Неплюев начинает свое дело с того, что берет на воспитание десять крестьянских детей из беднейших семей, и дает им христианское воспитание и земледельческое образование. В 1885 году в Воздвиженске им была учреждена мужская сельскохозяйственная школа, а в 1891 году открыта и женская – Преображенская. Школы пользовались огромной популярностью среди крестьян. В них наряду с профессиональным сельскохозяйственным образованием, давалось особенное религиозно-нравственное воспитание, прививалось понимание художественных ценностей. По определению учредителя, – школы формировали добрых христиан и культурных земледельцев.

В августе 1889 года состоялся первый выпуск школы. Из шести человек, получивших аттестаты, трое не захотели расставаться со своим воспитателем и для них была организована особая  сельскохозяйственная община – Трудовое братство. Оно представляло новый тип религиозной общины, на создание которой Неплюева благословил знаменитый старец Троице-Сергиевой лавры Варнава. Каждый выпуск  школ давал Братству новых членов, оно росло, возделывало взятую у Неплюева в аренду землю, строилось и благоустраивалось. В 1893 году в Воздвиженске был сооружен  освящен храм во имя  Воздвижения Креста Господня, той же осенью сыграли первую в Братстве свадьбу.

Cуществование Трудового братства – явления уникального в истории России по сочетанию своих нравственно-производственных функций – подлежало официальному оформлению. И светсткие, и особенно духовные власти опасались Неплюева, ведомого сильным религиозным чувством, и всячески препятствовали его начинаниям. После многих трудностей, в 1893 году Устав Православного крестовоздвиженского трудового братства был утвержден. 16 сентября 1894 года, указом  Александра III ему были дарованы права юридического лица, а 22 июля 1895 года состоялось церковное торжество открытия Братства. Неплюев считался его Блюстителем. Братство зиждилось на евангельских этических началах – веры, любви и труда. Управление общиной осуществляла братская дума. Все жители Братства, как семейные, так и не состоявшие в браке, объединялись по видам деятельности в большие «братские семьи»: семья учителей, хлебопашцев, молочников и т.д., каждая из которых носила имя одного из почитаемых святых и проживала в общем многоквартирном доме. Мужчины и женщины имели равные права. Дети с восьмилетнего возраста учились в школах. Вступление и выход из Братства были свободными. Существовала и особая категория участников Трудового братства – члены-соревнователи. Это были были люди, которые жили на стороне, но деятельно исповедывали братские идеалы. Первым членом-соревнователем стал выдающийся петербургский проповедник, священник Григорий Петров (1868-1925).

Высокие гражданские и личные качества Неплюева – искренний патриотизм,  неподкупная честность и зажигательная энергия его религиозных устремлений позволили ему получить некоторые совершенно экзотические права. Например, братского священника выбирала братская дума, а утверждал его Покровитель Братства – епископ  Черниговский и Нежинский. (По всей России священников назначал архиерей, без всякого участия  прихода). Неплюев также имел    право назначать учителями своих школ, своих же воспитанников, данное ему в 1888 году и закрепленное в 1895 году Николаем II. И еще одно уникальное право получил Неплюев: Сергий, епископ Черниговский и Нежинский, благословил его облекаться в стихарь и произносить проповеди в церкви.

В декабре 1901 года Неплюев передал в дар Братству свое недвижимое имущество, состоящее  из  16435 дес. 1906 саж.кв. земли с лесом, постройками и заводами. В 1903 году он писал:  «Двадцати радостных трудов оказалось достаточным, чтобы частный человек мог подарить церкви и отечеству своему живую, здоровую клетку, состоящую из живых духом и здоровых телом и духом людей, сплоченных любовью к Богу,и к друг другу в одну братскую семью, полную духа мира и единения в братолюбии… Создать  трудовое общество с этим характером было для меня насущною потребностью веры, разума, совести и любви к Богу, моему Государю, Церкви Православной, к моему отечеству, к дворянству, интеллигенции, народу и всему человечеству. Теперь это сокровище я приношу в дар России». Отец Иоанн Крондштадский, хорошо знавший дело Неплюева, назвал его истинно русским дворянином, занимающимся истинно дворянским делом.

В 1904 году, ясно осознавая опасность надвигающихся на Россию социальных потрясений, Неплюев поднял вопрос о национальном покаянии. И немедленно начал создание двух организаций: светской – «партии мирного прогресса», и религиозной – «Всероссийского братства», призванных объединить людей  доброй воли на дело мирного созидания родины. Этот замысел не нашел понимания  властей и интеллигенции.

После кончины Н.Н. Неплюева, наступившей 21 января 1908 года, обязанности Блюстителя приняла его сестра М.Н. Уманец, а почетным членом Трудового братства стала давняя сторонница дела Неплюева принцесса Е.М. Ольденбургская. Численность Братства к тому времени возросла до пятисот человек. Продолжая исповедовать завещанные основателем христианские нравственные начала и руководствуясь его правилам «жить по законам опрятной, здоровой, дешевой и изящной простоты». Братство активно существовало и развивалось. Оно неуклонно крепло и экономически, применяя к своей хозяйственной деятельности эффективные аграрные технологии и передовое техническое оснащение. На всероссийской сельскохозяйственной выставке 1911 года братское имение удостоилось большой золотой медали.

После революции 1917 года продолжатели дела Неплюева пытались приспособиться к новым условиям. Однако в 1924 году атеистические власти, репрессировали руководителей Трудового братства и превратили его в колхоз. Последовавшее в 1929 году насильственное выселение вчерашних братчиков с их земель обернулось не только ломкой их судеб, но и полным забвением дела Неплюева, его имени и его идей.

Открытие выставки
Открытие выставки
Свящ. Георгий Кочетков
Свящ. Георгий Кочетков
Дмитрий Гасак
Дмитрий Гасак
В центре - Светлана Чукавина
В центре - Светлана Чукавина
Экскурсия
Экскурсия
Татьяна Феоктистова
Татьяна Феоктистова
Валерий Авдасёв, Наталия Игнатович, Ольга Познина
Валерий Авдасёв, Наталия Игнатович, Ольга Познина
Экспонаты
Экспонаты
Информационная служба Преображенского братства
загрузить еще

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку