Архимандрит Амвросий (Шевцов): «Тема братского движения в церкви не оставит равнодушными гомельских верующих»

В Гомеле открылась выставка, посвящённая Крестовоздвиженскому трудовому православному братству Николая Неплюева

30 декабря в помещении картинной галереи Г.Х. Ващенко в Гомеле открылась выставка «Он не преклонился пред силой факта», посвященная истории и деятельности Крестовоздвиженского трудового православного братства, созданного Н.Н. Неплюевым в Черниговской губернии в 1880-х годах и просуществовавшего более сорока лет. Устроители выставки – Культурно-просветительский фонд «Преображение» и Преображенское содружество братств при содействии Гомельской епархии.

Опыт братской жизни столетней давности устроителями выставки видится как актуальный пример практической организации совместного пути христианского сообщества в труде, молитве, добротворении, воспитании. Он вдохновляет современного человека своим цельным восприятием личности каждого в общем духовном пути, где путь воспринимается как ответственное преображение себя и мира. В личности Николая Николаевича Неплюева – потомка представителя известного дворянского рода – мы видим уникальный пример ответственного и планомерного воплощения мистического откровения о собирании людей на основе евангельских заповедей благодаря совместному труду.

На открытии присутствовали наместник Свято-Никольского мужского монастыря г. Гомеля архимандрит Амвросий (Шевцов), насельник Свято-Никольского мужского монастыря г. Гомеля архимандрит Савва (Мажуко) и руководитель отдела религиозного образования и катехизации Гомельской епархии протоиерей Вадим Кочан. Архим. Амвросий, как представитель принимающей стороны, поблагодарил устроителей выставки и выразил уверенность в том, что тема братского движения в церкви, выявленная в конкретном зримом опыте, причем географически близком нашему краю, не оставит равнодушными гомельских верующих. Особенно важно это теперь, когда разобщение людей, в том числе и в храмовом пространстве, достигло критических масштабов.

На выставке представлена обширная информация о зарождении Крестовоздвиженского братства, о разных сторонах его жизни, деятельности, проблемах и успехах. Предметный ряд поможет сформировать представление об особой творческо-деятельной атмосфере, царившей в братстве.

Выставка продлится до 31 января 2016 года.

Андрей Скидан


Фото с сайта http://eparhiya.by

Справка

Николай Николаевич Неплюев (1851–1908) – наследник древнего дворянского рода, к которому принадлежали митрополит Московский и всея Руси Филипп (Колычев) и основатель Оренбурга И.И. Неплюев. Задумавшись о призвании русского помещика, Николай Николаевич смог перейти от слов к делу и создать в своем имении в Черниговской губернии сначала школу для крестьянских детей, затем Крестовоздвиженское трудовое братство, в которое вошли выпускники этой школы. Неплюев не только финансово обеспечил созданные им учреждения, но одухотворил их своей идеей и своей любовью. Во всех своих начинаниях он исходил из слов «Бог есть любовь» [1 Ин. 4:16] и стремился так организовать жизнь крестьян, чтобы «вера, действующая любовью», стала жизнетворной энергией и высшей ценностью их совместной жизни, «стройно организованной на основе добра» и «дисциплины любви».

Будучи гениальным педагогом, Неплюев создал уникальную воспитательно-образовательную систему, которая позволяла забитым и забытым крестьянским ребятишкам преобразиться в думающих, обладающих подлинным человеческим достоинством личностей и глубоко верующих христиан.

Крестовоздвиженская школа стала колыбелью Трудового братства, явившего России и Русской православной церкви реальный пример христианского единства людей вне зависимости от их сословных, имущественных и иных различий.

Опыт школ и братств Неплюева был высоко оценен св. прав. Иоанном Кронштадтским, проф. Московской духовной академии М.М. Тареевым, проф. Киевской духовной академии В.И. Экземплярским и др. Русский религиозный мыслитель В.С. Соловьев, размышляя о пути Неплюева, писал: «В том-то и все значение таких людей, что они не преклоняются перед силой факта и не служат ей. Против этой грубой силы того, что существует, у них есть духовная сила веры в истину и добро – в то, что должно быть. Не искушаться видимым господством зла и не отрекаться ради него от невидимого добра есть подвиг веры. В нем вся сила человека. Кто не способен на этот подвиг, тот ничего не сделает и ничего не скажет человечеству. Люди факта живут чужой жизнью, но не они творят жизнь. Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми, – они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества».


загрузить еще