Это очень горячий вопрос. Многие люди тоже почему-то убеждены, что возможна ложь во спасение. И даже, я помню, один епископ – причём не кто-нибудь, а ректор духовной академии – однажды говорил своим студентам, что вот, в Псалтири же говорится: «Ложь – конь во спасение», т.е. ложь может двигать во спасение человека. Но оказалось немножко смешно, потому что это на церковнославянском действительно так звучит, а по-русски совсем по-другому: те, кто надеется на коней, вот это и есть ложь; спасаемся мы не своей внешней силой и своими, так сказать, войсками, а мы спасаемся совсем иначе, обращаясь к Господу. Поэтому, конечно, использовать ложь нельзя. Отец лжи всегда дьявол. Другое дело, что бывают иногда очень тяжёлые обстоятельства в жизни людей, настолько тяжёлые, настолько неадекватные, что человеку приходится идти на какие-то компромиссы. И он понимает, что компромисс – дело безблагодатное. Но иногда по-другому нельзя. Человек действительно вынужден что-то придумывать, потому что иначе головы не сносить ему или его ближним. Мы знаем много таких примеров, скажем, из советской истории, где люди, попавшие в лапы советских карательных органов, вынуждены были немножко притворяться и иногда говорить неправду. Разве сможем мы их осудить? Да, это компромисс, конечно, но я думаю, что в таких условиях, когда ситуация совсем безвыходная, человек, идущий на компромисс – в том числе на ложь и притворство, – всё-таки будет прощён Господом и ближними.
(Свящ. Георгий Кочетков. Из интервью для сайта luteranstvo.org)
Притча о блудном сыне – очень современный рассказ
Отошёл ко Господу митрополит Филарет (Вахромеев) (1935–2021)
«Некоторые считают, что я не люблю церковнославянский язык...»
Конференция памяти А.С. Хомякова
Печальная весть о кончине матушки Иулиании Шмеман
Очень рад был участию в секции о проповедничестве