Счастливы люди, которые вовремя сумели угадать и исполнить свое призвание.
В начале перестроечных годов в здании на Поварской, вмещавшем в себе аппарат могущественного советского министерства – Союза писателей СССР, появился средних лет человек с бородкой. В маленькую комнатку во флигеле он затащил-закатил сейф, как потом выяснилось, для хранения документов и рукописей. И Комиссия по литературному наследию репрессированных писателей (впоследствии названная Репкомом), созданная главным образом усилиями Виталия Александровича Шенталинского, начала свою деятельность.
Членами комиссии стали Олег Волков, Анатолий Жигулин, Булат Окуджава, Анатолий Приставкин, Владимир Леонович, другие замечательные писатели. Ее целью было собрать и опубликовать произведения тех художников Слова, чье творчество не дошло до читателя, потому что авторы были в годы сталинского террора расстреляны, сосланы, замучены. Открыть России и миру затонувшую Атлантиду нашей литературы. Вспомнить поименно этих людей, казалось бы, безвозвратно ушедших в небытие.
Обитатели величественных кабинетах Союза писателей не особенно стремились к поощрению такой деятельности. Наоборот, всячески ей мешали, хотя и вынуждены были внешне как-то подделываться под дух времени. В конце концов помогло обращение к Александру Яковлеву.
Виталий Александрович добился допуска в архивы КГБ и Прокуратуры, в которых в качестве улик антисоветской деятельности хранились, как выяснилось, неизвестные дневник М. Булгакова, поэма Н. Клюева, роман А. Платонова, документы, впервые проливающие свет на последние месяцы жизни арестованных М. Бабеля, Б. Пильняка, О. Мандельштама, о. Павла Флоренского. Все это и многое другое было Шенталинским опубликовано.
А непосредственно в комиссию, в комнатку на Поварской, хлынул поток рукописей, писем и посетителей. Приходили сами репрессированные авторы, но чаще уже дети, родственники, приносили десятилетиями сохраняемые в семье, никогда не публиковавшиеся воспоминания, рассказы, стихи, письма. Слава Богу, удалось немного поучаствовать в работе по приему посетителей и разбору этих рукописей. Никогда не забуду этих людей и эти тексты – живые свидетельства времени. Кое-что удалось опубликовать в журналах, сборниках. И очень многие судьбы вошли в книги В.А. Шенталинского – «Рабы свободы», «Преступление без наказания», «Донос на Сократа» и др.
Виталий Александрович как никто обладал талантом воссоздать жизнь человека по найденным немногословным документам. Воссоздать так, что происходит настоящая Встреча читателя с героем книги. Увы, документы читают не все. А документальные повести В.А. Шенталинского никого не оставляют равнодушным.
Жить постоянно в мире тьмы и ужаса, спускаться, вслед за теми, о ком пишешь, на самое дно ада – тяжелое дело. Эта кровь вопиет к Небу и к нам. Эти люди ему снились, он слышал их голоса: «И меня подыми, и меня не забудь!»
Он не зажал уши и глаза. Его собственная жизнь стала тем усильем Воскресенья, которым только и можно побороть смерть и мрак.
Иван Грозный и Христова правда митрополита Филиппа
На конференции «Синодальный перевод Библии в пространстве русской культуры»