Великий пост в этом году начинается 19 февраля и закончится 1 апреля Страстной седмицей, после которой 8 апреля – празднование Пасхи, Воскресения Христова – самого радостного и самого главного из всех православных праздников.
Во время Великого поста положено отказаться от всей скоромной пищи – то есть, от мяса, молочных продуктов и яиц. «Строгий пост во все времена предполагал ограничения в пище, воздержание от развлечений и супружеских отношений, а также особые усилия в молитве и милостыне – например, употребляя более дешевую постную пищу, сэкономленное верующие жертвовали неимущим», – рассказал в интервью «МИР 24» священник Георгий Кочетков, ректор СФИ, духовный попечитель и основатель Преображенского братства.
Разрешены все продукты растительного происхождения: фрукты, овощи и корнеплоды, грибы, каши на воде. Допускаются также морепродукты. Послабления в пост (например, рыба и молочные продукты) разрешены тем, кто занят на тяжелых физических работах, а также больным, путешествующим, маленьким детям, беременным и кормящим женщинам.
«Важно помнить, что пост – это не диета и не просто какое-то индивидуальное очищение и самосовершенствование, – говорит священник Георгий Кочетков. – Воздержание должно быть в первую очередь не от мяса или не от какой-либо другой вредной пищи. Такой подход сам Христос осудил в Евангелии, сказав, что пища не может осквернить человека, но оскверняют его, то есть, делают неспособным к общению с Богом, дурные поступки, недостойное отношение к другому человеку, злые мысли и слова».
«Есть понятие военного поста: когда человек, стоящий на посту, что-то защищает. Великий пост тоже возник в церкви как время особой подготовки людей (оглашаемых – прим. ред.) к крещению. Все эти сорок дней они приходили каждый день в храм, слушали наставления епископа и молились. И завершался для них пост крещением и первым причастием», – рассказывает декан факультета религиоведения СФИ, кандидат философских наук Маргарита Шилкина.
Но чтобы у них хватало сил на такое собранное, внимательное отношение к своей духовной жизни, им помогала вся община, говорит Маргарита Шилкина. «Потому что воцерковление человека никогда не было индивидуальным делом. И община брала на себя особые задания – не только связанные с ограничениями в пище и в брачных отношениях. Прежде всего, нужна была усиленная молитва, и дела, которые помогали свидетельствовать о Христе окружающим. Поэтому пост – это особые усилия ради Бога, это защита церкви, общины, человека от духов злобы – от зависти, ненависти, ревности – от всего того, что мешает человеку очистить свое сердце, чтобы с радостью и вдохновением встретить Пасху», – утверждает Шилкина.
«Очень хорошо, что сегодня церковь постепенно в той или иной форме возрождает практику подготовки к крещению, с которой связан Великий пост, – добавляет священник Георгий Кочетков. – Ведь без такой подготовки даже искреннему и верующему человеку трудно всерьез научиться жить по-христиански – то есть не просто соблюдать внешние обряды, обычаи или правила, но и изменить направленность своей жизни, освободить ее от всего, что мешает общению с Богом и людьми, от всего, что его порабощает и сковывает».
Какую же внутреннюю работу должен совершить человек за время Великого поста, чтобы изменить себя?
«Главное – сосредоточиться, собраться, подумать о том, что в твоей жизни суета, а что главное, каково твое место перед Богом и каково место Бога в твоей жизни. Некоторые люди специально берут на пост дополнительные задания – например, что-то важное прочитать, или завершить какое-то доброе дело – не для себя, для другого. Или исправить что-то в своих отношениях с конкретным человеком», – рассказывает священник Георгий Кочетков.
«Смысл поста – в освобождении от того, что может порабощать человека, опустошать, зацикливать на себе, отвлекая его внимание от главного – служения Богу и помощи ближнему. Конечно, постом надо ограничивать и развлечения, и особенно – пребывание в социальных сетях, виртуальном пространстве, во всём, что связано с вредными привычками, зависимостями и грехами. Но никто не говорит, что в пост нельзя, например, праздновать день рождения. Просто делать это нужно скромнее и сдержаннее», – говорит священник.
Часто у тех, кто постится, возникают вопросы, связанные с тем, как им вести себя с непостящимися друзьями и коллегами, как не выставлять свой пост напоказ. Например, нужно ли поститься в гостях, нужно ли, принимая не постящихся гостей, готовить им скоромное? Нужно ли вообще сообщать окружающим, что ты постишься?«Я бы сказал, что всегда нужно оставаться человеком, живым и верным, – говорит специалист по русскому богословию XIX-XX века, первый проректор СФИ Дмитрий Гасак. – В посте, как и в других духовных усилиях, в молитве, например, нет ничего стыдного. Не нужно навязывать веру, но не стоит и прятать ее. Пост и гостеприимство не исключают закона уважения людей друг ко другу. Поэтому, если вы приглашаете постящихся, позаботьтесь о них. Если вы в гостях, то также проявите уважение к хозяевам, не изменяя и самим себе. Некогда князь Владимир Федорович Одоевский пригласил на обед другого русского дворянина, известного славянофила Алексея Степановича Хомякова. И тот ответил отказом, весьма почтительным, конечно, объяснив его как раз постом, который тогда держал. Так что наша история имеет богатейший опыт общения и хранения духовных и культурных традиций».
«Важно помнить, что в пост главное – то, как мы себя ведем, какие духовные усилия предпринимаем, чтобы стать лучше, чище, терпимее. То, как мы работаем над собой, чтобы не злиться, не завидовать, не раздражаться и не сеять смуту – ни в реальном, ни в виртуальном мире».
Кроме того, очень важны добрые дела. Пост – самое время вспомнить о том, какую пользу каждый из нас может принести своим родителям или детям, чем он может помочь нуждающимся, одиноким и пожилым. Дела милосердия, особенно те, что сделаны бескорыстно чужому человеку, способны зажечь и по-настоящему вдохновить.