Идет вторая неделя Великого поста. Как сообщают специалисты Аналитического Центра Юрия Левады(1), 2% жителей России, а это почти три миллиона человек, собирались этот пост соблюдать.
Однако, судя по опросу, под постом при этом понимается смена режима питания. Но в православной традиции пост – это не диета. Не случайно так часто мы слышим слова, приписываемые самым разным людям: «Всё ешь, только людей не ешь!» Так что же все-таки отвечать на вопросы о том, как поститься правильно – что есть или не есть, от чего воздерживаться и, главное, для чего и кому это нужно?
Как появился пост
Стоит вспомнить, что Великий пост с древности связан с крещением, которое происходило главным образом на Пасху и было самым большим праздником в христианской общине. До этого несколько недель катехумены (взрослые люди, готовившиеся к Крещению) проходили интенсивную подготовку, включавшую пост, молитву, экзорцизмы и огласительные беседы – поучения. В пост входило воздержание от пищи, развлечений, супружеской жизни и особые усилия в молитве и милостыне (например, разницу между обычной и более дешевой постной пищей жертвовали неимущим).
Из чувства братской любви в посте оглашаемых стали принимать участие их поручители (крестные) и катехизаторы, родные и друзья, а затем и все христиане поместной церкви. Так Великий пост стал важным духовным событием для всей церковной общины.
О ком молиться
Великопостные богослужения в древней церкви так же в первую очередь были рассчитаны на поддержку оглашаемых и уже во вторую очередь – на помощь кающимся. Об этом говорит член Межсоборного присутствия Давид Гзгзян: «Это время вхождения в Церковь новых членов, и соответственно, время встречного усилия Церкви их принять. Просвещаемым очень непросто делать последние и решительные шаги в Церковь, поэтому вся Церковь сосредотачивается на том, чтобы им помочь, быть духовно с ними вместе, ради них приносить в жертву свои интересы, тем самым показывая, что Церковь – это сообщество Христовых учеников, где правят совсем другие законы, чем в мире сем».
В современном богослужении, после двух тысяч лет существования христианства, до сих пор отчетливо прослеживаются древние фрагменты, связанные с просвещаемыми. Это и молитва о просвещаемых, которая читается только на литургии Преждеосвященных Даров Великим постом (в дополнение к молитве об оглашаемых), и особое песнопение на литургии, приветствующее новокрещеных: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Алилуия!»(2). Оно поется вместо Трисвятого в дни Пасхи и накануне: в Великую и Лазареву субботы. Через это мы узнаем о днях, в которые в древней церкви крестили просвещаемых по завершении Великого поста. Особо стоит вспомнить и традицию вынесения креста в центр храма на Крестопоклонной неделе (четвертое воскресенье поста). Познавая совершенно по-новому тайну Христа и Его крестной смерти во время огласительных бесед, просвещаемые и в храме подходили к кресту поклониться. Чтения Священного писания (Бытие и Притчи) во время великопостных богослужений также объясняют и как бы подытоживают приготовление оглашенных к пасхальному таинству крещения.
Чего же мы ждем от поста?
Итак, сегодня мы тоже можем поститься вместе с теми, кто готовится к крещению на Пасху, – последние годы Крещальные литургии на Пасху служат все чаще в разных городах. Но что делать тем, у кого нет знакомых оглашаемых, требующих серьезной поддержки и кто вследствие этого не чувствует за них свою реальную ответственность?
В этом случае у каждого остается возможность провести пост, очищая свою жизнь от того, что больше всего мешает нам на нашем церковном пути. Для этого нужно посмотреть внимательно на свою жизнь максимально честно – перед лицом Божьим и Его голосом в нашем сердце – совестью.
Вопросы к себе могут быть самыми разными: почему я живу так, что рядом со мной нет оглашаемых, за которых я молился бы этот пост? Болит ли мое сердце о тех, кто еще не знает Христа? Видят ли они во мне добрый пример христианской жизни по вере?
Следующий шаг – определиться, как именно увиденные проблемы разрешать, а говоря аскетическим языком – как преодолевать искушения. И здесь без творческого ответа, учитывающего конкретную жизнь каждого из нас, пожалуй, обойтись невозможно. Никто нам не даст здесь окончательного рецепта.
Но главное – помнить о том, что Великий пост – время освобождения нашей жизни от греха. Время свободно выбирать только то, что угодно Богу – молитву, воздержание, милосердие, заботу о тех, кому она сейчас нужнее всего, а в целом – это время нового осознания нашего христианского призвания.
Именно поэтому пост называют временем веселым, радостным: в эти дни у нас есть особая возможность ответить на призыв Божий, свидетельствовать граду и миру о Христе и Его Любви. А воздержание в еде и развлечениях только помогают нам в этом.
Наибольший процент решивших поститься составили учащиеся и студенты (6%), пенсионеры (5%) и в целом женщины (3%). Обычный режим питания сохранит большинство мужчин (81%), россиян моложе 25 лет и 40-55 лет (по 75%). 18% жителей России сообщили, что планируют поститься частично (в 2013 году так ответили 21%). Чаще это женщины (23%) и россияне старше 55 лет (20%). Еще 4% россиян намерены соблюдать только последнюю неделю поста (3% было в 2013 году). Затруднились ответить 5% россиян. Опрос был проведен среди 1603 человек в 45 регионах страны. его в течение всего времени, большинство же (71%) не намерены в эти дни менять режим питания (для сравнения в прошлом году не собирались поститься 69% респондентов). Об этом сообщил накануне поста "Интерфакс" со ссылкой на специалистов Аналитического Центра Юрия Левады.
По-церковнославянски оно звучит: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия».