Кому нужен Великий пост

13 марта 2014
Как поститься правильно – что есть или не есть, от чего воздерживаться и, главное, для чего и кому это нужно?

Идет вторая неделя Великого поста. Как сообщают специалисты Аналитического Центра Юрия Левады(1), 2% жителей России, а это почти три миллиона человек, собирались этот пост соблюдать.

Однако, судя по опросу, под постом при этом понимается смена режима питания. Но в православной традиции пост – это не диета. Не случайно так часто мы слышим слова, приписываемые самым разным людям: «Всё ешь, только людей не ешь!» Так что же все-таки отвечать на вопросы о том, как поститься правильно – что есть или не есть, от чего воздерживаться и, главное, для чего и кому это нужно?

Как появился пост

Стоит вспомнить, что Великий пост с древности связан с крещением, которое происходило главным образом на Пасху и было самым большим праздником в христианской общине. До этого несколько недель катехумены (взрослые люди, готовившиеся к Крещению) проходили интенсивную подготовку, включавшую пост, молитву, экзорцизмы и огласительные беседы – поучения. В пост входило воздержание от пищи, развлечений, супружеской жизни и особые усилия в молитве и милостыне (например, разницу между обычной и более дешевой постной пищей жертвовали неимущим).

Из чувства братской любви в посте оглашаемых стали принимать участие их поручители (крестные) и катехизаторы, родные и друзья, а затем и все христиане поместной церкви. Так Великий пост стал важным духовным событием для всей церковной общины.

О ком молиться

Великопостные богослужения в древней церкви так же в первую очередь были рассчитаны на поддержку оглашаемых и уже во вторую очередь – на помощь кающимся. Об этом говорит член Межсоборного присутствия Давид Гзгзян: «Это время вхождения в Церковь новых членов, и соответственно, время встречного усилия Церкви их принять. Просвещаемым очень непросто делать последние и решительные шаги в Церковь, поэтому вся Церковь сосредотачивается на том, чтобы им помочь, быть духовно с ними вместе, ради них приносить в жертву свои интересы, тем самым показывая, что Церковь – это сообщество Христовых учеников, где правят совсем другие законы, чем в мире сем».

В современном богослужении, после двух тысяч лет существования христианства, до сих пор отчетливо прослеживаются древние фрагменты, связанные с просвещаемыми. Это и молитва о просвещаемых, которая читается только на литургии Преждеосвященных Даров Великим постом (в дополнение к молитве об оглашаемых), и особое песнопение на литургии, приветствующее новокрещеных: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Алилуия!»(2). Оно поется вместо Трисвятого в дни Пасхи и накануне: в Великую и Лазареву субботы. Через это мы узнаем о днях, в которые в древней церкви крестили просвещаемых по завершении Великого поста. Особо стоит вспомнить и традицию вынесения креста в центр храма на Крестопоклонной неделе (четвертое воскресенье поста). Познавая совершенно по-новому тайну Христа и Его крестной смерти во время огласительных бесед, просвещаемые и в храме подходили к кресту поклониться. Чтения Священного писания (Бытие и Притчи) во время великопостных богослужений также объясняют и как бы подытоживают приготовление оглашенных к пасхальному таинству крещения.

Чего же мы ждем от поста?

Итак, сегодня мы тоже можем поститься вместе с теми, кто готовится к крещению на Пасху, – последние годы Крещальные литургии на Пасху служат все чаще в разных городах. Но что делать тем, у кого нет знакомых оглашаемых, требующих серьезной поддержки и кто вследствие этого не чувствует за них свою реальную ответственность?

В этом случае у каждого остается возможность провести пост, очищая свою жизнь от того, что больше всего мешает нам на нашем церковном пути. Для этого нужно посмотреть внимательно на свою жизнь максимально честно – перед лицом Божьим и Его голосом в нашем сердце – совестью.

Вопросы к себе могут быть самыми разными: почему я живу так, что рядом со мной нет оглашаемых, за которых я молился бы этот пост? Болит ли мое сердце о тех, кто еще не знает Христа? Видят ли они во мне добрый пример христианской жизни по вере?

Следующий шаг – определиться, как именно увиденные проблемы разрешать, а говоря аскетическим языком – как преодолевать искушения. И здесь без творческого ответа, учитывающего конкретную жизнь каждого из нас, пожалуй, обойтись невозможно. Никто нам не даст здесь окончательного рецепта.

Но главное – помнить о том, что Великий пост – время освобождения нашей жизни от греха. Время свободно выбирать только то, что угодно Богу – молитву, воздержание, милосердие, заботу о тех, кому она сейчас нужнее всего, а в целом – это время нового осознания нашего христианского призвания.

Именно поэтому пост называют временем веселым, радостным: в эти дни у нас есть особая возможность ответить на призыв Божий, свидетельствовать граду и миру о Христе и Его Любви. А воздержание в еде и развлечениях только помогают нам в этом.

  1. Наибольший процент решивших поститься составили учащиеся и студенты (6%), пенсионеры (5%) и в целом женщины (3%). Обычный режим питания сохранит большинство мужчин (81%), россиян моложе 25 лет и 40-55 лет (по 75%). 18% жителей России сообщили, что планируют поститься частично (в 2013 году так ответили 21%). Чаще это женщины (23%) и россияне старше 55 лет (20%). Еще 4% россиян намерены соблюдать только последнюю неделю поста (3% было в 2013 году). Затруднились ответить 5% россиян. Опрос был проведен среди 1603 человек в 45 регионах страны. его в течение всего времени, большинство же (71%) не намерены в эти дни менять режим питания (для сравнения в прошлом году не собирались поститься 69% респондентов). Об этом сообщил накануне поста "Интерфакс" со ссылкой на специалистов Аналитического Центра Юрия Левады.

  2. По-церковнославянски оно звучит: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия».

Крещающиеся, прошедшие длительную катехизацию в Преображенском братстве. Владимирский собор Сретенского монастыря, 1992 г.
Крещающиеся, прошедшие длительную катехизацию в Преображенском братстве. Владимирский собор Сретенского монастыря, 1992 г.
«Несение креста», 1308 - 1311 гг. Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. Фрагмент.
«Несение креста», 1308 - 1311 гг. Дуччо ди Буонинсенья. Маэста. Фрагмент.
Икона «Распятие Господне». Новгородская школа
Икона «Распятие Господне». Новгородская школа
Александр Корноухов. Мозаика «Воскресение Христово»
Александр Корноухов. Мозаика «Воскресение Христово»
Анастасия Наконечная
Информационная служба Преображенского братства
конец!

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку