Обед у императрицы Екатерины II в последний день Рождественского поста.
Едят все, кроме полководца Суворова.
— А что это у нас граф Суворов ничего не ест, а? — спрашивает императрица
— Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждём-с, — отвечает Суворов.
Все прекращают есть, но Екатерина находит выход: «Звезду Суворову Александру Васильевичу!».
Из серии рекламных роликов «Всемирная история, Банк Империал»
Такое полушутливое-полусерьезное отношение к Рождественскому посту, как ко времени, в которое верующим что-то обязательно «нельзя» есть (пить, развлекаться и пр.) часто встречается у нас в обществе. Об этом накануне многодневных постов пишут теперь даже в светских СМИ, сопровождая информацию о посте рецептами постных блюд. А как же сейчас относятся к посту православные христиане? Почему они соблюдают Рождественский пост, какой они видят в нем смысл? Чтобы узнать это, я устроила в популярной соцсети небольшой опрос, где задала этот вопрос православным, соблюдающим пост, и предложила несколько вариантов ответов. Результаты получились очень интересные.
На первом месте по популярности оказался ожидаемый ответ «аскетическое упражнение». Отношение к посту как к упражнению в воздержании от чего-то (не всегда, но часто вредного или лишнего), как к усилию по исправлению жизни сейчас самое распространенное в церкви. И это не удивительно для христиан. Господь Иисус Христос ожидает, что Его ученики будут поститься после Его возвращения к Отцу (Мф 9:14-17), ведь пост всегда связан с покаянием – исправлением жизни по воле Божьей. Причем, в Предании Церкви, в писаниях отцов-аскетов, основное внимание в этих аскетических упражнениях уделяется не столько телесной стороне поста – ограничению в пище, сколько духовной – молитве, чтению Священного Писания, борьбе с гордостью, гневом, унынием и прочими страстями. Регулярные аскетические усилия помогают выработать очень ценные качества – терпение, трезвенность и опытность, а значит – и возможность помогать другим, менее опытным христианам, противостоять искушениям.
Второе место досталось ответам «по Типикону (по уставу)» и, что очень похоже – «по послушанию». По церковному уставу или по послушанию Церкви Рождественский пост сейчас соблюдают многие. Хотя интересно, что продолжительность Рождественского поста и его строгость значительно варьировались в разное время и в разных поместных церквях. И вопрос об обязательности этого поста обсуждался в течение нескольких столетий. Даже в IX в. необходимость этого поста для всех еще оспаривалась, основанием чего было утверждение, что данный пост имеет не апостольское, а монашеское установление. И, действительно, впервые Рождественский пост в исторических источниках упоминается только с IV века. Тогда он длился всего неделю перед Рождеством, и лишь после реформы 1166 года Константинопольского патриарха Луки стал сорокадневным. И соблюдение его во всем объеме тогда считалось обязательным лишь для иноков, мирянам же считалось позволительным сокращение его до семи предрождественских дней. По всей видимости, лишь к XIV в. этот пост приобрел всеобщую обязательность, которую имеет теперь в православной церкви. Мотив послушания установлениям Церкви ценен тем, что имеет свойство объединять людей, позволяет пережить пост «вместе с всей Церковью». Но этот мотив несет в себе и опасность «привыкнуть» к посту и начать относиться к нему лишь как к обычаю, к народной традиции празднования Рождества.
Ответ о посте «вместе с просвещаемыми» я специально включила в опрос, потому что в соц. сетях у меня «в друзьях» есть братья и сестры – члены Преображенского братства, и у многих из них Рождественский пост связан, в первую очередь, с катехизацией. Некоторые из них сами вошли в Церковь на Рождество после длительной традиционной катехизации, основным этапом которой является именно этап просвещения. Катехумены, «избранные» к крещению, «просвещаемые» светом познания Христа, в эти дни усиленно постятся и молятся, проходят экзорцизмы и слушают специальные поучения перед своим крещением на праздник Рождества Христова. Особо строгий пост накануне крещения – в Рождественский сочельник. Вместе с ними постится и молится всё собрание верных, в которое входят новокрещенные, ведь просвещаемым очень непросто делать последние и решительные шаги в Церковь, поэтому им нужна поддержка друзей во Христе и пример покаяния. Но, к сожалению, в нашей церкви пока мало кто может поститься вместе с просвещаемыми, потому что практика основательной подготовки к крещению – традиционной длительной катехизации мало распространена.
Был в моем опросе и ещё один, непопулярный, ответ – «сэкономить деньги на благотворительность». А ведь эта причина для поста была очень распространена в древности. В известном произведении ранней христианской литературы II века «Пастырь Гермы» (или Ермы) есть интересное описание практики поста в христианской общине: «Этот пост при исполнении заповедей Господа очень хорош, и соблюдай его таким образом: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце свое от всех сует века сего. Если соблюдать это, пост у тебя будет праведный. Поступай же так: исполнив вышесказанное, в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; а то из пищи, что ты в этот день сбережешь таким образом, отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытит свою душу и будет за тебя молиться Господу. Если будешь совершать пост так, как я повелел тебе, то жертва твоя будет приятна Господу <...> Если ты соблюдешь это с детьми своими и со всеми домашними твоими, то будешь блажен; и все, кто только соблюдут это, будут блаженны и что ни попросят у Господа, все получат». Думаю, что для многих православных христиан такое «сугубо практическое» понимание поста будет выглядеть несколько неожиданным, но всё же не лишенным смысла. В многодневные посты можно на чем-нибудь существенно сэкономить (на еде, на развлечениях) и затем отдать деньги нуждающимся.
Чем же будет для нас наступающий Рождественский пост? Аскетическим усилием, соблюдением устава и послушанием Церкви? Помощью нашим ближним, ищущим спасения? Делом милосердия? А, может быть, всем этим сразу?