В Петербурге прошел концерт-размышление, посвященный революционным событиям 1917 года

05 апреля 2017
Задумывая концерт, устроители не могли предположить, насколько остро будет звучать его название «В ком сердце есть, тот должен слышать, время» 3 апреля, сто лет спустя после призыва Ленина к «социалистической (читай – террористической) революции», когда в Петербурге, пытающемся освободиться от наследия трех революций, снова прозвучал взрыв

Через сто лет после развязывания террора на 1/6 суши земли он снова заявляет о себе в разных городах мира. В начале концерта-размышления его участники почтили память погибших накануне в метро петербуржцев.

– Мы собрались в непростой для нашего города день, в день траура. Задумывая сегодняшний концерт, мы хотели поразмышлять о том, что происходит с человеком в тот момент, когда земля уходит из-под ног, когда рушится дом, когда наступают силы хаоса, – сказала в начале вечера Юлия Балакшина, д.филол.н., председатель Свято-Петровского братства, одного из организаторов концерта-размышления. – Но что позволяет человеку оставаться человеком, сохранить самого себя? События вчерашнего дня ставят этот вопрос не только теоретически, но и практически. Наш ответ – в названии вечера, которое подсказали нам стихи Осипа Мандельштама. Нам нужно слышать время, постигать его смыслы, сохранять человеческое достоинство и милосердие к каждому, кто находится рядом, как бы тяжело ни было тебе самому. Мы надеемся, что вечер станет данью памяти о тех людях, которые погибли вчера в нашем городе. 

Юлия Балакшина
Юлия Балакшина

Концерт-размышление собрал самых разных людей. Звучали мемуары и дневники Константина Паустовского, Зинаиды Гиппиус, Александра Блока, митрополита Евлогия (Георгиевского), Василия Шульгина, Ивана Бунина, Елизаветы Кузьминой-Караваевой, Николая Бердяева, причем иногда с противоположными оценками революционных событий. Их читали заслуженная артистка России Галина Филимонова и актер и режиссер Олег Дмитриев из Академического малого драматического театра – Театра Европы и «Авторского театра», народный артист России Валерий Дьяченко и заслуженный артист России Дмитрий Лагачев из Театра юного зрителя им. А.А. Брянцева. Участники струнного квартета Ася Трохина, Валерия Сергеева, Дмитрий Гончар, Дмитрий Сатушев и пианистка Елена Репина исполнили фрагменты из произведений Баха «Страсти по Матфею», вокализ Рахманинова, «Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте» Гайдна. Сам концерт не мог бы состояться без режиссера, заслуженного деятеля искусств России, члена правления Союза кинематографистов Сергея Литвякова и сценариста, члена Союза журналистов и Союза кинематографистов России Наталии Миковой, знакомых устроителям еще по фильму Александра Гутмана «Братство». Были показаны многочисленные кадры кинохроники. Но главное – это то, что происходило внутри каждого участника, переживающего произошедшее с твоей родиной, казалось бы, так давно, при твоих прадедах и прапрадедах, но продолжающееся до сих пор.

Благодаря историку Кириллу Александрову участники вечера представили себе всю масштабность русской катастрофы, оценивая которую, Александр Солженицын сказал, что Россия проиграла ХХ век. Любые советские достижения от полета в космос до бесплатной медицины, от советского кинематографа до атомоходов, обессмысливаются, перечеркиваются простой статистикой:

– Как историк я с полной ответственностью могу сказать, что на протяжении первых 37 лет советской власти до 1953 года а нашей стране погибло более 50 млн человек, еще около 1,5 млн оказались в эмиграции. Это страшная цифра потерь, которые несла наша страна на протяжении всего полутора поколений, не включает в себя миллионы сломленных судеб тех, кто потерял своих родных, не мог заниматься своим делом, у кого не родились дети.

Кирилл Александров перечислил основные потери в сухих цифрах, периодически сравнивая их с историей дореволюционной России. Однако не менее, чем грандиозные цифры, страшно то принуждение ко лжи и лицемерию, в котором власть воспитала три поколения наших предков. «Невозможно было не врать ежесекундно себе и людям», – говорил об этом Борис Пастернак. Лицемерие сушило человеческие души изнутри.

Кирилл Александров
Кирилл Александров

Однажды о том, как удалось Сталину создать такую систему, в которой «тяжелая липкая ложь, колдовская сила мертвой буквы окутывала и не давала дышать», бывшая студентка математического факультета Ленинградского университета Вера Пирожкова спросила у философа Федора Степуна: ведь не мог Сталин сделать это сам, кто-то же за ним стоит? Федор Августович ответил очень серьезно: «Вы правы, за Сталиным кто-то очень явно стоит, но это не какой-то другой человек или другие люди. За ним стоит дьявол».

– Сможет ли русский народ пережить эти демографические потери, учитывая, что в числе погибших во всех социальных группах оказались лучшие русские люди – самые талантливые, образованные, рефлексирующие, интеллигентные, предприимчивые, инициативные, смелые, храбрые, порядочные, тонко чувствующие? – этим вопросом Кирилл Александров закончил свое выступление, напомнив о надежде, звучавшей в словах Ивана Шмелева в ответ на горечь русских эмигрантов о поражении Белой армии: «Или не знаем случаев, когда внешнее поражение обращалось в великую победу? Мы, христиане, знаем».

Концерт проходил в рамках Акции национального покаяния под названием «Имеющие надежду» – инициативы Преображенского братства, возникшей в связи со столетием революционных событий в России. И именно о надежде больше всего хотелось говорить с его участниками.

Актер и режиссер Малого драматического театра Олег Дмитриев:

– Покаяние – это способность смотреть на себя в сегодняшней ситуации, способность соотносить происходящее со своей душой, сострадать, сочувствовать. И в связи с этим отвечать на вопрос: в какой стране мы хотим жить – во вчерашней или в завтрашней, которая может измениться? Моя надежда в том, что наши слова и все, что мы делаем, – не напрасно. Может быть, только после нашей жизни возникнет у людей желание рассмотреть историю нашей страны честно – как происходил террор, как наступило безвременье, с тем, чтобы жить с другими легкими, пусть и впитавшими в себя весь яд прошлого, но преодолевшими его. Я надеюсь, что это возможно. Пока еще надеюсь.

В центре – Олег Дмитриев
В центре – Олег Дмитриев

Ректор Русской христианской гуманитарной академии Дмитрий Богатырев

– Пока мы не дадим оценки русской революции 1917 года как события в первую очередь духовного, в котором произошел фундаментальный отказ значительной части народа от христианских ценностей, нам будет сложно что-то строить дальше. Если посмотреть в целом на страну, сейчас такого понимания нет. Наверное, покаяние не может быть массовым, всеобщим, но вопрос в удельном весе тех, кто осмысливает русскую революцию как духовное явление – насколько их много в нашей стране? Насколько мы как наследники советской системы, в которой были и свои плюсы, но была и фундаментальная ложь в самом сердце системы и которая при этом во многом маскировалась под христианство (вспомните моральный кодекс строителя коммунизма) – способны сегодня покаяться?

Дмитрий Богатырев
Дмитрий Богатырев

Народный артист России Валерий Дьяченко:

– Прошло время, и мы все сейчас переосмысливаем то, что произошло с отечеством, какая случилась катастрофа. Но у меня нет однозначного ответа: это было черное, а это белое. Наверное, для этого и нужен концерт-размышление. Покаяние – это осмысление, поклон, извинение, признание собственных ошибок. Всем надо покаяться в том, что случилось. Когда мы осуждаем Сталина, надо посмотреть и на себя: ослепленное идеей «кто был никем – стал всем» общество меньше всего занималось человеком. В этом и надо каяться. Вот и сегодня все блага, которые сыплются на человека, минуют его душу. Если бы мы сохранили цвет нации, дворянство, интеллигенцию, культуру, то сейчас бы не провозглашали «год культуры». Она бы просто у нас была. Моя надежда связана с молодежью, которая, изучая историю и излечивая душу покаянием, наконец-то обратит внимание на человека. Всегда существует какой-то слой молодых людей, которые живут с особым внутренним светом.

Слева направо: Дмитрий Лагачев, Валерий Дьяченко
Слева направо: Дмитрий Лагачев, Валерий Дьяченко

Историк Иван Петров, кандидат исторических наук, автор монографии «Православная Балтия 1939 — 1953 годов»:

– Сейчас в связи со столетним юбилеем принято говорить о «примирении». Но по сути это значит примириться со злом. Как могут примириться террорист и его жертва? Нам нужно все вспомнить, покаяться и шагнуть вперед. То, что мы пришли на этот концерт сегодня, после событий 3 апреля, значит, что мы не хотим мириться ни с терроризмом начала XX века, ни с терроризмом XXI века. Для меня существуют два вида покаяния: глубоко личное и всенародное, к которому мы еще не пришли. Как сохранить в себе человеческое? Надо всегда иметь свое мнение, никогда не быть конформистом и не идти ради сиюминутных выгод на альянс со злом. Существование потаенных общин, братств, показывает как сумела сохранить себя эта горстка людей, не пойдя на этот союз со злом.

Среди более чем двухсот собравшихся, были председатель Преображенского братства Дмитрий Гасак, скульптор Инга Вержбицкая, историк Татьяна Трефилова, люди самых разных профессий, гости из Москвы, Пскова и других городов и, конечно, организаторы концерта – члены Свято-Петровского малого православного братства и волонтеры Культурно-просветительского центра «Покровский остров».

Как будто весь Петербург, только в уменьшенном масштабе, собрался в киностудии «Лендок», чтобы дать свой ответ на произошедшее с нашей страной сто лет назад. Завершил эти размышления не только умов, но и сердец духовный попечитель Преображенского братства, ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков.

– Вот уже целое столетие мы живем в своей стране как под оккупацией – оккупацией бесов! У нас нет ничего и никого своего, – сказал он. – Это страшное время, страшные дни. Да, мы проиграли это столетие, но его проиграли и немцы, и отчасти евреи. ХХ век очень жестко расставлял свои акценты. И сейчас нам очень нужна подлинная свобода, нам нужно освобождение от этой оккупации – освобождение наших сердец, наших семей, наших друзей и всех наших ближних. Это невозможно сделать в один миг, лишь внешне. Поэтому, как это всегда было принято на нашей земле в течение столетий, мы начинаем с простого обращения к Тому, от Кого все зависит, у Кого все начала и концы.

Отец Георгий завершил концерт-размышление краткой покаянной молитвой.

Анастасия Наконечная


Фото Елизаветы Дмитриевой, Александра Волкова, Алены Каплиной

Справка: жертвы советской власти с 1917 по 1953 год

12-13 млн – гражданская война.

4,5 млн – голод 1921-1922 гг., вызванный не столько засухой, сколько разрушением сельского хозяйства во время Гражданской войны и ограблением села продотрядами. Для сравнения: самый страшный голод в царской России был при Александре III, когда в 1891-1892 гг. умерло 375 тыс человек, что вызвало крайнее недовольство царем среди интеллигенции.

Около 1 млн – раскулачивание, коллективизация за предвоенное десятилетие

6,5 млн – голод 1933 г., когда было принято решение в качестве хлебозаготовок вывезти весь хлеб в регионах, которые более активно сопротивлялись коллективизации: Дон, Украина, Среднее и Нижнее Поволжье.

Около 1 млн с 1923 по 1953 гг. – расстрел контрреволюционеров, т.е. политические жертвы (по данным советских органов безопасности). Для сравнения: в царской России за 37 лет с 1875 по 1912 годы по всем составам преступлений (экономические, уголовные, политические) было приговорено к смертной казни 6-8 тыс человек, часть из которых впоследствии были помилованы.

Около 2 млн - заключенные, погибшие в тюрьмах, колониях и лагерях СССР в 1923-1953 гг., по данным официальной и неполной статистики ГУЛАГа. Для сравнения: в царской России в местах заключения в 1875-1915 гг. погибли 126 тыс человек. 

26 млн 600 тыс – вторая мировая война.

1,3 млн - жертвы голода 1947 года и подавления послевоенного повстанческого движения в западных областях СССР. 

Остаются неустановленными жертвы избыточной смертности в сталинских колхозах СССР в 1930-е-1940-е годы, а также жертвы смертности среди «спецпереселенцев» и депортированных народов в 1946-1952 годах. 

Галина Филимонова
Галина Филимонова
загрузить еще